Путин предложил предметно обсудить меры и шаги для укрепления автодорожной сети, повышения объемов и качества строительства трасс. "Новые дороги, более удобная логистика - это новые перспективы для бизнеса, для укрепления связей между регионами, наращивания экспорта", - подчеркнул он. Все это создает прочную основу для роста экономики. В стране уже реализованы масштабные планы автодорожного строительства. Крупнейшим проектом президент назвал создание трассы М-12 Москва - Казань с выходом на Казахстан в рамках коридора Европа - Западный Китай. "На востоке дорога будет продлена до Екатеринбурга, Тюмени и Челябинска", - напомнил о принятых решениях Путин и попросил доложить и о планах по выходу на сибирские регионы. Важно не просто строить дороги, но и открывать заправки, места отдыха, вышки связи, перечислил президент. "Передвигаться по скоростным трассам и другим дорогам должно быть по-настоящему удобно и комфортно", - сказал он.
Путин поручил форсировать темпы инфраструктурного строительства. "Не просто проводить все запланированные работы в утвержденные сроки, а стараться максимально сдвигать их "влево", то есть выполнять их раньше, быстрее вводить новые участки дорог", - пояснил он. Причем упор надо делать не только на крупные мегапроекты, но в первую очередь на региональные транспортные системы - опорную сеть автодорог. Ими люди пользуются каждый день, и состояние этих дорог должно отвечать их запросам. Общий объем работ в регионах превосходит задачи по строительству и ремонту федеральных магистралей, отметил президент. Он напомнил национальную цель: в 2030 году доля дорожной сети в нормативном состоянии в крупнейших городских агломерациях должна быть не менее 85 процентов. Сейчас работы опережают график, и Путин заявил, что можно и нужно поставить более амбициозную задачу: "Не только обустроить дороги точечно в крупнейших городах и агломерациях, а организовать эту работу повсеместно, а именно за предстоящие пять лет привести в нормативное состояние не менее 85 процентов всей опорной сети автодорог страны". "Возможности, ресурсы для этого у нас есть", - сказал он.
"При этом важно, чтобы строительство и ремонт дорог были синхронизированы с развитием логистических коридоров, включая международные", - продолжил президент и перешел к долгосрочным планам в автодорожной сфере. Постановка и выполнение задач инфраструктурного развития на длительную перспективу имеет целый ряд позитивных эффектов, заметил Путин. Во-первых, подрядчики получат долгосрочные заказы и могут снизить стоимость работ. Во-вторых, промышленность получит гарантированный спрос на технику и стройматериалы "вдолгую" и сможет инвестировать в новые производства и расширять линейку продукции, создавать новые рабочие места. В-третьих, увеличение объемов дорожного строительства позволит продвинуть исследования и разработки в области проектирования дорог, управления строительством и производстве стройматериалов.
Президент призвал профильные вузы и научные институты принимать самое активное участие в создании новых материалов и технологических решений, в обеспечении кадрами, уделив особое внимание подготовке рабочих. "Многие важные стройки сталкиваются с их дефицитом, а значит, надо расширять и обновлять учебную базу техникумов и колледжей, центров переподготовки и повышения квалификации", - поставил задачу он.
Правительство разработало комплексный пятилетний план, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин. Благодаря его реализации как раз и будет выполнена задача привести в порядок 85 процентов дорог. Будет построено и реконструировано 4 тысячи километров, еще 3 тысячи километров будет расширено до 4 полос. Общий объем финансирования - 13,2 трлн рублей, из них 5,4 трлн из Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн - региональные, 436 млрд рублей - средства ФНБ на М-12, Казань - Екатеринбург, обход Твери. План охватывает все регионы. "Это также важная антикризисная мера... в условиях внешнего давления", - заметил Хуснуллин. Документ можно будет утвердить в ближайшие дни, подчеркнул он. Кроме того, вице-премьер заявил, что поручение президента "по сокращению "СНИПов-хрипов" выполнено". Из 11800 осталось 400 обязательных. "Оставим только те, которые нужны для безопасности, остальные - рекомендательные", - уточнил он. Такая мера позволяет быстрее строить и применять новейшие технологии. Хуснуллин также пригласил президента принять участие в запуске кольцевой автомобильной дороги в Екатеринбурге в сентябре.
Выслушав остальных участников, а все выступавшие правительственный план поддержали, президент попросил утвердить документ на 2023-2027 годы и учесть прозвучавшие на совещании предложения в перечне поручений. В плане надо обозначить перечень объектов, включая дополнительные, добавил он. "Ситуация динамично меняется, появляются новые возможности, в том числе финансовые", - заметил Путин. И отдельно обратился к губернаторам с наказом: "региональные дорожные фонды использовать строго по назначению". Особое внимание президент поручил уделить обеспечению дорожного строительства материалами и техникой. "Ключевой ориентир - использование российской продукции, причем ее качество должно отвечать самым высоким стандартам", - отметил он и поручил убрать все административные и другие барьеры и препоны. Не должно быть сбоев в поставках продукции и выполнении графика работ, также указал Путин. "Ресурсы должны быть использованы рационально и принести реальную пользу экономике и людям", - заключил он.