Не смотреть назад

Отечественный бизнес не собирается отказываться от реализации климатических проектов
Санкции в отношении крупных российских компаний, разрыв сложившихся торговых цепочек и некоторые другие факторы поставили под угрозу срыва сроки выполнения многих инвестиционных проектов. В том числе направленных на декарбонизацию и снижение вредных выбросов.
Потомки должны увидеть нашу природу такой, какой видим ее мы. Или даже чуть лучше.
Потомки должны увидеть нашу природу такой, какой видим ее мы. Или даже чуть лучше. / Наталья Решетникова

Тем не менее бизнес не намерен отказываться от их реализации. Об этом говорилось на конференции Международной торговой палаты в России (ICC Russia) "Климатическая повестка в условиях новой геополитической реальности".

В геополитике сейчас смягчаются акценты, отметила генсек ICC Russia Татьяна Монэгэн. Так, многие страны начали рассматривать возможность возврата к угольной и атомной генерации тепла и света, но при этом отказываются от покупки российского СПГ, считая его производство "грязным".

По данным Шестого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата МГЭИК, мир уже не способен обеспечить предотвращение экстремальных климатических изменений: в XXI веке глобальное потепление превысит 2 градуса Цельсия, если только в нынешнем десятилетии не произойдет значительного сокращения выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов. При этом Россия является в мире пятым по объему эмиссии с долей в 4,5 процента (1,5 миллиарда тонн СО2-эквивалента). И хотя ее "вклад" в глобальное потепление несравним, скажем, с Китаем (10,2 миллиарда) или США (4,7 миллиарда), расслабляться никак нельзя.

Возьмем сегмент ТЭК, на счету которого добрая половина всех выбросов парниковых газов, при том что добыча жидких углеводородов у нас одна из самых низкоуглеродных в мире, сообщил замгендиректора РЭА Денис Дерюшкин. Рынки Европы для нас ограничены, мы разворачиваемся на Восток. Но в КНР уже запущена углеродная биржа, практически копипаст "евросоюзной". И нельзя исключать, что, предложив свои энергоресуры Востоку, мы не нарвемся на новый углеродный налог.

Ликвидировать эмиссию парниковых газов совсем не получится, как ни крути. Минимизировать можно: с помощью разведения лесов и применения технологий улавливания двуокиси углерода. Последний вариант крайне дорог, и пока здесь наблюдаются штучные инициативы.

"Изменения климата в России, обладающей самой протяженной береговой линией в Арктике, чувствуются гораздо сильнее, чем в других странах, - рассказала директор департамента устойчивого развития "Росатома" Полина Лион. - По данным Шестого оценочного доклада МГЭИК изменения в Арктике идут в 3-4 раза быстрее среднемировых".

Базовый продукт "Росатома", разумеется, низкоуглеродный. Но, несмотря на это, компания активно развивает альтернативную ветряную генерацию. Климатическая повестка, утверждает Полина Лион, является одним из аспектов ESG-политики, а ESG-трансформацией бизнес должен заниматься не ради кого-то там, а ради для самих себя и всех граждан своей страны.

В мире Россия является пятой по объему эмиссии двуокиси углерода с долей в 4,5 процента

Надо отчетливо понимать, что изменения климата - это реальность, и всевозможные природные катаклизмы, которые случаются или могут случиться, происходят в регионах, могут затронуть производственные площадки ведущих компаний. Возможные последствия всемирного потепления для производственной компании - перегрев и выход из строя оборудования, разрыв логистических цепочек, потеря здоровья работников. "Топ-менеджмент понимает, что климат будет иметь влияние на их бизнес, начинает учитывать климатические риски, и на их основе разрабатывает низкоуглеродные стратегии развития, которые тесно пересекаются со стратегиями энергоэффективности, технического перевооружения, НДТ и так далее", - говорит гендиректор компании "Экополис Сертификация и Сервис" Вячеслав Вековцев.

И это понимание возможных последствий без всяких понуканий и санкционных мер "сверху" выражается в миллиардных инвестициях в декарбонизацию и другие экологические проекты. Сворачивать с "зеленого" пути, на который мы однажды встали, никто не собирается.