Денис, вы шесть лет возглавляли "МегаФон" в Хабаровске, Сибирь для вас - новый регион. Какие особенности видите в сравнении с Дальним Востоком, в чем сложности и преимущества?
Денис Трофимчук: Глобальных различий и сложностей я не вижу. Конечно, есть разница в плотности населения - в Сибири она в три раза выше, да и регионы расположены более компактно, что обеспечивает более высокую мобильность населения. А по менталитету сибиряки и жители Дальнего Востока мне кажутся близкими - это очень открытые, искренние и технологически продвинутые люди. Именно для них мы строим и развиваем телеком-инфраструктуру. Нам важно не только иметь качественное покрытие в крупных городах, но и активно модернизировать инфраструктуру в отдаленных районах - сельских, промышленных и туристических кластерах. Чтобы наши абоненты, перемещаясь по Сибири, могли пользоваться всеми цифровыми сервисами и технологиями "МегаФона" вне зависимости от того, где они находятся. Например, pre-5G, которая позволяет получить высокую скорость мобильного интернета, или VoLTE - наиболее совершенный вид голосовой связи.
В направлении инфраструктурного развития какие приоритеты сейчас стоят в Новосибирской области?
Денис Трофимчук: Приоритет - на глобальной цифровизации региона. Последние несколько лет и особенно уроки пандемии показали, насколько важна качественная инфраструктура связи. Сегодня от нее, как и от дорог или энергоснабжения, во многом зависит развитие территорий: бизнес-процессы, доступность государственных услуг и в целом уровень жизни людей. Поэтому "МегаФону" очень важно в любых условиях продолжать развитие сети. В этом году мы планируем провести широкую модернизацию базовых станций более чем в семидесяти населенных пунктах области - не только в крупных городах, но и в селах. В девятнадцати населенных пунктах региона появятся новые базовые станции 4G, что позволит обеспечить самым быстрым интернетом еще девятнадцать тысяч человек.
Из крупных проектов выделю строительство телеком-инфраструктуры в новом ледовом дворце "Арена-Новосибирск" и в волейбольном центре "Локомотив-Арена" - в преддверии нового спортивного сезона это будет отличным подарком для хоккейных и волейбольных болельщиков. Следующий стратегический объект - новый терминал аэропорта Толмачево, где запланирована большая стройка. Также "МегаФон" продолжает работу над проектом по созданию нового ЦОДа в Новосибирской области. Приобретен земельный участок для строительства объекта на территории Промышленно-логистического парка, идет подготовка проектной документации.
В этом году Новосибирск стал третьим городом в стране, где появились тестовые зоны уровня 5G "МегаФона". Что это значит для компании и какие возможности дает региону?
Денис Трофимчук: "МегаФон" первым из операторов начал работу по развертыванию 5G в России еще шесть лет назад. Все это время компания исследовала возможности применения сетей пятого поколения в самых разных областях и сценариях работы - в первую очередь в европейской части страны. По-этому для нас очень важно, что именно Новосибирск стал первым регионом за Уралом, где появились тестовые зоны уровня 5G. Модернизация оборудования уже сейчас дает нашим абонентам большое преимущество - они могут пользоваться мобильным интернетом на скорости до 400 Мбит/с. В перспективе, после легализации этого стандарта связи в России, мы сможем бесшовно перейти на него в Новосибирске.
Сеть пятого поколения - это не только ускорение мобильного интернета и улучшение качества связи. Этот стандарт позволяет мгновенно передавать огромные массивы данных с минимальной задержкой, что открывает абсолютно новые возможности для проектов, связанных с IoT, беспилотным транспортом, видеонаблюдением, видеоаналитикой. Именно поэтому для тестовых зон "МегаФона" были выбраны центральная часть Новосибирска и Академгородок, где сосредоточены высокотехнологичные предприятия, корпоративные клиенты и госзаказчики.
Помимо тестовых зон у вас появилась и услуга pre-5G для абонентов. Какие возможности она открывает пользователям?
Денис Трофимчук: Исследования технологии 5G, о которых я говорил, уже дают свои результаты. Опробованные на этом стандарте технологии позволяют улучшить качество связи в LTE. За счет использования широкого частотного диапазона и грамотной работы по управлению трафиком нам удается увеличивать и без того высокую скорость интернета "МегаФона" еще до пятидесяти процентов. В первую очередь, для тех, кому это необходимо: например, людям, работающим удаленно, киберспортсменам, пользователям стриминговых сервисов, специалистам, которым нужно пересылать большие объемы данных (фотографам или дизайнерам.) Наши исследования показывают, что такие абоненты чаще всего подключают "старшие" тарифы, поэтому мы включили в них опцию pre-5G по умолчанию. Также за отдельную плату ею могут воспользоваться все пользователи тарифной линейки "БезПереплат", где бы они ни находились. Возможность индивидуально увеличить скорость мобильного интернета на смартфоне позволяет разумнее подходить к расходам на связь.
При этом хочу подчеркнуть, что и "стандартной" скорости интернета "МегаФона" нашим пользователям хватает, чтобы закрыть большинство digital-задач. Компания демонстрирует самые высокие показатели уже в течение пяти лет - и в России в целом, и конкретно в Новосибирской области. Сейчас, по данным Ookla, cкорость загрузки данных в регионе в среднем на 57 процентов выше, чем у ближайшего конкурента, - 38,08 Мбит/с против 24,21 Мбит/с.
В свете последних событий хотелось бы поговорить про корпоративный рынок. Как изменился запрос на цифровые сервисы в Сибири? И как реагирует на эти изменения "МегаФон"?
Денис Трофимчук: В текущих условиях наиболее востребованы продукты для импортозамещения и киберзащита. Сегодня "МегаФон" предлагает порядка десяти программно-аппаратных комплексов, которые могут закрыть практически все виды киберугроз, актуальных для бизнеса или государственных заказчиков. Начиная с защиты от DDoS, позволяющий в автоматическом режиме отражать все современные типы без снижения производительности ресурсов, и заканчивая такими платформами, как DLP, для создания комплексной системы противодействия утечкам информации.
Что же касается импортозамещения, то "МегаФон" уже десять лет разрабатывает и внедряет цифровые решения для бизнеса, которые могут стать альтернативой зарубежным продуктам. К ним относятся облачная телефония, сервисы для видеоконференцсвязи, телематические платформы, в том числе "Контроль автопарка", - более семидесяти различных услуг. Также для обеспечения бесперебойной работы собственных облачных сервисов и данных наших клиентов мы закупили дополнительное оборудование, позволяющее в семь раз нарастить объем свободных ресурсов платформы "МегаФон.Облако". Команда экспертов, инженеров и облачных архитекторов компании готова обеспечить бесшовную миграцию новых пользователей без прерывания бизнес-процессов.
Мы понимаем сложную ситуацию, в которой оказался российский бизнес, и сохраняем цены на виртуальные ресурсы без изменения. Также мы запустили новый сервис "МегаФон ПроБизнес", позволяющий предприятиям экономить до пятидесяти процентов на услугах логистики, аналитики, создании сайтов, онлайн-бухгалтерии, безопасности и управлении продажами.
Сегодня российский бизнес вновь находятся в состоянии глобальной адаптации, а опыт последних лет показал, что быстрее адаптироваться к переменам получается у цифровых компаний. Поэтому мы готовы делиться с нашими партнерами своим опытом и полезными кейсами, которые реально помогают бизнесу в любой экономической ситуации находить точки для роста.