- Специфика нашей сети - кинотеатры, открытые по программе Фонда кино, что накладывает на наши площадки дополнительное обязательство, которого нет у коммерческих залов - выдерживать долю российских фильмов в репертуаре не менее 50 процентов от общего числа сеансов. Это немного сглаживает падение от шоковых изменений последних месяцев, но даже при этом уход мейджоров повлиял на нас очень заметно, так как пакеты ведущих дистрибьюторов давали существенную долю выручки, - рассказывает о ситуации в муниципальных и государственных кинотеатрах директор Свердловского областного фильмофонда Светлана Горда.
В цифрах картина выглядит так: падение относительно допандемийного 2019 года составило в марте 51 процент, в апреле - 42. А относительно 2021-го - 62 процента в марте и 36 в апреле.
Кажется, сейчас самое время активизироваться отечественным киностудиям, чтобы заполнить образовавшуюся нишу. Но кино - дело затратное и небыстрое. На производство игрового фильма уходит минимум три года. Да и речь идет вовсе не о блокбастерах, способных "сделать кассу" кинотеатрам.
- На Свердловской киностудии в этом году мы снимаем три полнометражные картины: две документальные ("Код города" и "Нелюбимка" про группу Niletto) и одну игровую. Последнюю будет снимать Евгений Григорьев, креативный продюсер киностудии. Рабочее название этого фильма - "Сломя голову". В запуске фильм "Длительные свидания", над которым мы работаем с режиссером Егором Лялиным. Частично финансирование найдено, съемки должны состояться в конце этого или начале следующего года, - рассказывает генеральный продюсер Свердловской киностудии Ольга Ерофеева-Муравьева.
Над несколькими проектами работает и "Кинокомпания 29 февраля", созданная режиссером, сценаристом и продюсером Алексеем Федорченко.
- В запуске два полнометражных фильма. Летом будем снимать кинодебют аниматора Светланы Филипповой "С шумом и яростью", - перечисляет Федорченко. - Я стартовал с фильмом "Енотовый город", будем снимать его в Екатеринбурге и Колумбии. И еще в планах большой документальный фильм про великого русского философа Митрофана Аксенова, который предвосхитил теорию относительности Эйнштейна, - мы хотим восстановить его биографию.
Год назад на Свердловской киностудии произошла перезагрузка - к руководству пришла новая команда. Цели сформулировали амбициозные: создать ресурсный центр для уральских кинематографистов и вернуть студию в киноиндустрию России. Источники финансирования - собственные средства и деньги, которые организация получает от аренды помещений и оборудования. На студии понемногу обновляется парк техники (закуплены две современные камеры), параллельно ведется работа над формированием кадрового резерва. При поддержке Минкультуры РФ при киностудии в прошлом году открылась Школа кино, где готовят специалистов второго состава съемочных групп. Логика простая: привлекая к работе местные кадры, кинокомпании смогут экономить. В организованной в Екатеринбурге киношколе уже прошли обучение осветители, механики камеры, ассистенты по гриму и некоторые другие спецы. Во втором потоке, который набрали недавно, готовят вторых режиссеров, линейных продюсеров, специалистов по цифровым изображениям и ассистентов по реквизиту. Конкурс был более 10 человек на место.
- Уральский регион потенциально интересен для кинематографистов, здесь богатая природа, талантливые люди и перспективы для кинопроизводства большие - нужно только этим заниматься, - уверяет Ольга Ерофеева-Муравьева.
А еще в этом году в Свердловской области появилась своя кинокомиссия - структура, которая должна помогать съемочным группам в организации процесса производства фильма. Также кинокомиссия отвечает за рибейты - налоговые вычеты, которые кинематографисты могут получить за съемки на территории региона. Кинокомиссии уже функционируют в 11 регионах РФ, по словам продюсера, весьма удачен опыт Калининграда. Уральская кинокомиссия пока только работает над своим регламентом.
- Задача для регионального законодательства и региональной практики достаточно новая. Мы оперативно выстраиваем систему взаимодействия по согласованию локаций для съемки в Екатеринбурге, чтобы потом тиражировать технологию на другие муниципалитеты. А вот работа с системой рибейтов продвигается медленнее, - поделилась первый заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова.
Еще один механизм поддержки нашего кино, в первую очередь кинотеатров, - возможность смотреть фильмы по "Пушкинской карте".
- Эта программа пользуется особой популярностью в небольших муниципалитетах. Из 5000 рублей, которые молодые люди получают на "Пушкинскую карту", 2000 можно потратить на отечественное кино из новинок или золотой коллекции, - объясняет Прыткова.
Так что надежда на возрождение уральского кинематографа есть.
Кстати
Из российских новинок в 2022 году наиболее успешными оказались "1941. Крылья над Берлином" и анимационные фильмы "Финник" и "Бука. Мое любимое чудище".
Лидером посещаемости по "Пушкинской карте" в России стал фильм 2021 года "Подельники", снятый режиссером, креативным продюсером Свердловской киностудии Евгением Григорьевым (съемки проходили не на Свердловской киностудии). По данным "Кинопоиска", историю противостояния биатлониста и уголовника посмотрели около 60 тысяч человек.