02.06.2022 08:42
    Поделиться

    В Екатеринбурге овощные палатки и киоски прессы останутся без льгот

    Челябинские киоски печати и сельхозпродукции получили льготы. Заксобрание региона внесло изменения в местный закон о порядке размещения нестационарных торговых объектов (НТО) на основании федерального документа. Владельцы свердловских НТО тоже ждут перемен, однако без особого оптимизма. В ситуации разбирался корреспондент "РГ".
    Татьяна Андреева/РГ

    По замыслу южноуральских законодателей новые льготы призваны поддержать местных сельхозпроизводителей, жителей и малый бизнес. Так, устанавливать киоски без торгов разрешено производителям сельхозпродукции, фермерам, потребкооперативам. Предусмотрены льготы при оплате размещения НТО, в том числе газетных киосков, а значит, доступнее должна стать пища не только телесная, но и духовная. Кроме того, срок трехлетнего договора на размещение павильона увеличен до семи лет, действие уже подписанных продлено по 2026 год. Причем хозяин торговой точки может сам выбрать срок пролонгации в пределах семи лет, достаточно лишь письменно уведомить уполномоченный орган.

    Но, в то время как челябинские владельцы НТО радостно осваивают новые нормы, их свердловские коллеги явно удручены отсутствием перспектив.

    - Постановление правительства РФ о льготах для НТО вышло еще в апреле, но до сих пор свердловские владельцы павильонов не могут получить разъяснения. Ведь федеральный документ принят в порядке рекомендации, с оговоркой - на усмотрение местных властей. В районных администрациях Екатеринбурга пока к разговору не готовы. И владельцы НТО не знают, как планировать свою жизнь: у многих трехлетний срок размещения павильона уже подходит к концу. Непонятно, то ли ждать продления, как обещано в постановлении, то ли прекращать работу, - сетует координатор Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров в Свердловской области Ильдар Рахматуллин.

    В последнее время владельцам НТО и так пришлось нелегко: число киосков и павильонов за два пандемийных года ощутимо уменьшилось, а у оставшихся резко упала выручка. Однако количество киосков регулируется не только рынком, но и жесткими административными мерами.

    - Политика администрации Екатеринбурга по сокращению числа киосков продолжается, - утверждает представитель собственников НТО в Екатеринбурге Денис Рудаков. - Мы сопротивляемся, например, регулярно обращаемся в администрацию президента. В 2021 году вышло 208-е постановление правительства РФ, предписывающее уменьшить давление властей на НТО, предоставить им льготы. Но в Екатеринбурге все осталось по-прежнему. Мы написали президенту. В этом году порадовались выходу 353-го постановления правительства РФ с четким посланием: продлить трехлетний срок размещения НТО до семи лет. Обратились в райадминистрации, но получили уклончивые ответы под копирку. Их общий смысл: продлим, но потом.

    Рудаков считает, что местные власти активно ищут любые поводы для сокращения сети киосков, включенных в схему размещения НТО Екатеринбурга. По его словам, из документа уже исчезли 180 мест под павильоны. Разобраться в каждом случае мешает отсутствие прозрачности.

    - На практике выдавливание НТО происходит очень просто. В схеме ведь указывается только улица и дом - с какой стороны ставить киоск, неизвестно. Информацию о коммунальной инфраструктуре на территории власти не предоставляют. И, когда павильон наконец занимает удобное место, власти уведомляют владельца, что под его объектом проходят такие-то и такие-то сети. Следует вывод: киоск установлен незаконно. Его заставляют убрать, а договор размещения расторгают, чтобы не продлевать на семь лет. Заново же войти в схему очень сложно. Все прекрасно понимают, что приоритет в Екатеринбурге отдается большим магазинам и ТЦ, - констатирует Рудаков.

    В мэрии утверждают: часто подается заявка на киоск с печатными изданиями, а спустя короткое время он превращается в ларек с шаурмой

    Тем временем в мегаполисе стремительно сокращается не только число палаток "овощи-фрукты", но и киосков, торгующих печатной продукцией. Некогда мощная сеть "Роспечати" давно децентрализована, отдельные ИП борются за существование самостоятельно. Отчасти выживать помогает то, что за распространение прессы предусмотрены федеральные льготы по аренде: ставка для таких объектов всего 0,013 процента - в десять раз ниже обычной. Но даже "газетный" статус не гарантирует безмятежную жизнь. Владелица пяти киосков прессы в Екатеринбурге Ольга Щербакова призналась "РГ", что выручка небольшая, а проблем много.

    - Объекты моих коллег снесли по решению ГИБДД, а один мой павильон теплоснабжающая компания велела убрать, так как он, оказывается, 10 лет стоял на каких-то трубах… Кстати, цена павильона тоже немаленькая - 1-1,5 миллиона рублей. Договор на работу заключаю в администрации Ленинского района, но о продлении срока ничего не слышала, - говорит она.

    Самое сложное, по словам предпринимательницы, открытие киосков в новых районах. Ситуация, конечно, не везде одинаковая. Например, в Академическом "газетчикам" всегда идут навстречу - спасибо компании-застройщику. Даже если павильоны с прессой и попадают под снос (сейчас это происходит из-за строительства новой трамвайной ветки в растущий район), взамен сразу предоставляют "компенсационное" место. А вот в Солнечном киосков с печатной продукцией вообще нет, хотя потребность в них огромная.

    - В этом новом микрорайоне нет ни одной точки по продаже газет и канцтоваров. Жители просят открыть киоски, чтобы купить хотя бы тетрадки, ручки, однако здешний застройщик не идет навстречу. Ответа на письмо я не получила, во встрече с директором отказали, а из разговора с менеджером выяснилось, что сотрудничество им невыгодно. Например, в Академическом я плачу за место 900 рублей в месяц. А в Солнечном с меня запросили 20 тысяч либо предлагают снимать помещения на первом этаже. Это нереально, ведь доходы у нас низкие, - рассказывает Щербакова.

    По ее словам, только за электроэнергию зимой уходит около 20 тысяч рублей - отопление в павильоне электрическое. А наценка на газеты минимальная. Чтобы привлечь покупателей, до минимума снизили цену на ручки - 7 рублей штука, но выручки на них не сделаешь. "К администрации Ленинского района претензий нет, они помогают, но, чтобы расширяться, нужно приложить немало усилий", - сетует предприниматель.

    В мэрии, по сути, подтверждают, что ситуация с распространением печатной продукции аховая.

    - В случае с Солнечным речь идет не о муниципальной земле - это земля застройщика. Кроме того, часто прослеживается такая практика: подается заявка на киоск с печатными изданиями, который спустя короткое время превращается в киоск с шаурмой, - говорит пресс-секретарь мэрии Виктория Мкртчян.

    Однако рассказы о коварстве предпринимателей не объясняют отсутствия внятной политики мэрии в отношении НТО. Каковы планы развития сети уличных киосков? Сколько получает сейчас горбюджет от НТО, как изменились эти цифры за последние годы? Эти и другие вопросы "РГ" в администрацию Екатеринбурга остались без ответа.

    Правда, вопрос возможности поддержки сельхозпроизводителей и распространителей прессы прояснить в итоге удалось.

    - В Екатеринбурге такой практики нет. Разработаны другие меры поддержки малого бизнеса, - подытожила Мкртчян.

    Какие именно, она не уточнила. Но стало ясно, что преференций, полученных челябинскими киоскерами, екатеринбуржцы вряд ли дождутся.

    По мнению Ильдара Рахматуллина, выход для местных сельхозпроизводителей - напрямую договариваться с владельцем любого продуктового павильона и сбывать свой товар через него. Конечно, это увеличит длину цепочки, да и цену товара тоже, но все же вариант… А вот что делать предпринимателям-"газетчикам", неизвестно. Разве что арендовать под журналы часть прилавков в тех же продуктовых НТО - по соседству с луком и картошкой.

    Поделиться