02.06.2022 21:05
    Поделиться

    В России вырос спрос на парусные яхты

    Цены на яхты выросли - спрос на них превышает предложение. Об этом "Российской газете" рассказали участники рынка. Раньше большая часть комплектующих завозилась из Европы, но теперь логистические цепочки сильно усложнились. Производители придумывают способы, чтобы снизить себестоимость лодок, при этом количество заказов по программам импортозамещения растет.
    Ограниченные поставки стимулируют развитие локальных производителей комплектующих для яхт.
    Ограниченные поставки стимулируют развитие локальных производителей комплектующих для яхт. / Аркадий Колыбалов

    О ситуации на рынке парусных яхт, которые используются в парусном спорте, рассказывает исполнительный директор Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Павел Соболев. По его словам, закупка импортного оборудования и яхт стала нерентабельна. Теперь за цену одной такой яхты можно купить три отечественные. Если раньше в стране ходили в основном на французских, итальянских и английских яхтах, то теперь новая ситуация дает мотивацию для развития локальных производителей. В то же время снижение количества закупок на Западе сильно скажется на европейском рынке, так как российские заказы покрывали 25-30% этого рынка, говорит Соболев.

    Новые парусные яхты российским спортсменам сегодня и не нужны - их не пускают на международные соревнования. Поэтому сборная команда покупать новую матчасть в этом году не планирует, отмечает он.

    Тем не менее заказов на лодки отечественного производства много, говорит Мария Романова, сотрудница производителя яхт "Безопасные лодки.РФ". "Росатом" хочет построить парусные школы в Челябинской области, в Новосибирской области выделены бюджетные деньги на закупку детских яхт, поступает много заказов по президентским грантам.

    Компания производит яхты класса "Оптимист", на них занимаются дети. Цены производитель с января не поднимал. "Сейчас мы строим машину, чтобы сделать яхты литыми и бесшовными. Благодаря этому производительность увеличится в разы: если раньше одна яхта делалась два дня, то теперь это будет несколько яхт в день. Мы делаем корпуса из полиэтилена, обычно их все делают из стеклопластика. За счет этого цена нашего оснащенного корпуса в два раза дешевле", - рассказывает Романова. Но кроме корпуса нужно еще производить шверты и паруса, и мачты. Компания старается использовать при строительстве комплектующие по большей части отечественного производства. "То, что не производят у нас в стране, можно перечесть по пальцам: это кипы, заклепки из Китая и ткань для паруса, в основном голландская. Но мы сразу нашли аналог такой ткани в Китае", - говорит она.

    Производство веревок, парусов, блоков, приборов в стране не развито, считает Михаил Петрига, мастер парусного спорта. По его словам, в России могут хорошо сделать пока только корпус и металлическую мачту. Парус в совокупности получается дешевле купить в Китае, чем изготовить в России.

    Ситуация на рынке катеров и моторных яхт тяжелее. На сайте Burevestnik Group, одного из крупнейших дистрибьюторов яхт в стране, написано о дефиците на рынке катеров уже сейчас.

    Двигатели, необходимые для функционирования яхт и катеров, в основном иностранные. Как отмечает Соболев, стоимость двигателей возросла в два раза: те двигатели, которые стоили 650 тысяч рублей, сейчас стоят 1,5 млн рублей. Ведущие производители двигателей для яхт и катеров Volvo Penta и Mercury MercRuiser заявляли ранее, что прекращают деятельность на российском рынке.

    Навигационное оборудование тоже на 99% импортное, говорит Андрей Легошов, мастер-технолог Baltic Boats Company. Запасы на складах заканчиваются. Нет техники для обработки алюминия и стали, из которых в основном делают лодки.

    Кроме того, как объясняет Легошов, готовое судно нужно покрыть грунтом, лаком и краской, чтобы защитить от коррозий. Но у большей части лакокрасочных заводов в России иностранные владельцы (Jotun, Hempel, AkzoNobel), поэтому работа этих заводов сейчас фактически остановлена. Из-за этого возникают трудности и с обработкой причалов, другой водной инфраструктуры.

    Сейчас за цену одной импортной парусной яхты можно купить сразу три отечественные

    Денис Химикус, директор "Азимут Поволжье" (официальный дистрибьютор яхт Greenline и Ocean Class в России), успокаивает: запасы на складах есть еще на три-четыре месяца. Самая большая проблема сейчас с двигателями. Он подчеркивает, что трудности с их поставками начались еще в период пандемии, с тех пор заказанные двигатели приходится ждать по 8-10 месяцев. Производители качественных двигателей есть в Японии, но войти на японский рынок не так просто - в очереди на эти двигатели уже стоят европейские заказчики.

    Вся электрика, гидравлика, системы безопасности, навигационные системы выпускаются за рубежом. В сегменте частных прогулочных катеров такого отечественного оборудования нет. Если оно и есть, то оно производится для коммерческих, грузовых и пассажирских судов, рассказывает Химикус: "Возможно, сейчас кто-то займется адаптацией таких видов оборудования под маломерное судостроение. Но какое будет на выходе качество и сколько это займет времени - большой вопрос. Нужно учитывать и то, что в России не так много судостроителей. В случае с производством российских аналогов, скорее всего, придется столкнуться с высокой себестоимостью. И вряд ли это будет высокотехнологичный продукт. Многое упирается в покупательский спрос, который не радует".

    Поделиться