О ситуации на рынке парусных яхт, которые используются в парусном спорте, рассказывает исполнительный директор Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) Павел Соболев. По его словам, закупка импортного оборудования и яхт стала нерентабельна. Теперь за цену одной такой яхты можно купить три отечественные. Если раньше в стране ходили в основном на французских, итальянских и английских яхтах, то теперь новая ситуация дает мотивацию для развития локальных производителей. В то же время снижение количества закупок на Западе сильно скажется на европейском рынке, так как российские заказы покрывали 25-30% этого рынка, говорит Соболев.
Новые парусные яхты российским спортсменам сегодня и не нужны - их не пускают на международные соревнования. Поэтому сборная команда покупать новую матчасть в этом году не планирует, отмечает он.
Тем не менее заказов на лодки отечественного производства много, говорит Мария Романова, сотрудница производителя яхт "Безопасные лодки.РФ". "Росатом" хочет построить парусные школы в Челябинской области, в Новосибирской области выделены бюджетные деньги на закупку детских яхт, поступает много заказов по президентским грантам.
Компания производит яхты класса "Оптимист", на них занимаются дети. Цены производитель с января не поднимал. "Сейчас мы строим машину, чтобы сделать яхты литыми и бесшовными. Благодаря этому производительность увеличится в разы: если раньше одна яхта делалась два дня, то теперь это будет несколько яхт в день. Мы делаем корпуса из полиэтилена, обычно их все делают из стеклопластика. За счет этого цена нашего оснащенного корпуса в два раза дешевле", - рассказывает Романова. Но кроме корпуса нужно еще производить шверты и паруса, и мачты. Компания старается использовать при строительстве комплектующие по большей части отечественного производства. "То, что не производят у нас в стране, можно перечесть по пальцам: это кипы, заклепки из Китая и ткань для паруса, в основном голландская. Но мы сразу нашли аналог такой ткани в Китае", - говорит она.
Производство веревок, парусов, блоков, приборов в стране не развито, считает Михаил Петрига, мастер парусного спорта. По его словам, в России могут хорошо сделать пока только корпус и металлическую мачту. Парус в совокупности получается дешевле купить в Китае, чем изготовить в России.
Ситуация на рынке катеров и моторных яхт тяжелее. На сайте Burevestnik Group, одного из крупнейших дистрибьюторов яхт в стране, написано о дефиците на рынке катеров уже сейчас.
Двигатели, необходимые для функционирования яхт и катеров, в основном иностранные. Как отмечает Соболев, стоимость двигателей возросла в два раза: те двигатели, которые стоили 650 тысяч рублей, сейчас стоят 1,5 млн рублей. Ведущие производители двигателей для яхт и катеров Volvo Penta и Mercury MercRuiser заявляли ранее, что прекращают деятельность на российском рынке.
Навигационное оборудование тоже на 99% импортное, говорит Андрей Легошов, мастер-технолог Baltic Boats Company. Запасы на складах заканчиваются. Нет техники для обработки алюминия и стали, из которых в основном делают лодки.
Кроме того, как объясняет Легошов, готовое судно нужно покрыть грунтом, лаком и краской, чтобы защитить от коррозий. Но у большей части лакокрасочных заводов в России иностранные владельцы (Jotun, Hempel, AkzoNobel), поэтому работа этих заводов сейчас фактически остановлена. Из-за этого возникают трудности и с обработкой причалов, другой водной инфраструктуры.
Денис Химикус, директор "Азимут Поволжье" (официальный дистрибьютор яхт Greenline и Ocean Class в России), успокаивает: запасы на складах есть еще на три-четыре месяца. Самая большая проблема сейчас с двигателями. Он подчеркивает, что трудности с их поставками начались еще в период пандемии, с тех пор заказанные двигатели приходится ждать по 8-10 месяцев. Производители качественных двигателей есть в Японии, но войти на японский рынок не так просто - в очереди на эти двигатели уже стоят европейские заказчики.
Вся электрика, гидравлика, системы безопасности, навигационные системы выпускаются за рубежом. В сегменте частных прогулочных катеров такого отечественного оборудования нет. Если оно и есть, то оно производится для коммерческих, грузовых и пассажирских судов, рассказывает Химикус: "Возможно, сейчас кто-то займется адаптацией таких видов оборудования под маломерное судостроение. Но какое будет на выходе качество и сколько это займет времени - большой вопрос. Нужно учитывать и то, что в России не так много судостроителей. В случае с производством российских аналогов, скорее всего, придется столкнуться с высокой себестоимостью. И вряд ли это будет высокотехнологичный продукт. Многое упирается в покупательский спрос, который не радует".