20idei_media20
    02.06.2022 16:06
    Рубрика:

    В Европе обсуждают санкции против покупателей российской нефти

    Егор Алеев/ТАСС
    Егор Алеев/ТАСС

    Евросоюз не смог ввести полный запрет на импорт отечественной нефти, опасаясь дефицита сырья и роста котировок барреля, но планирует помешать покупать ее другим странам. В ЕС обсуждают возможность применения вторичных санкций - затрудняющих перевозку, покупку и оплату российской нефти. Причем часть этих мер войдет в уже принятый, но пока не опубликованный шестой пакет санкций.

    Оставив в стороне политический аспект и правомочность таких действий, они могут стать серьезным препятствием для перенаправления нашего экспорта нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Облегченное эмбарго ЕС на импорт российской нефти едва ли ввело в заблуждение как самих европейцев, так и остальных ее покупателей.

    Запрет на покупку нашей нефти начнет действовать только через шесть месяцев, а нефтепродуктов - через восемь месяцев, после вступления шестого пакета санкций в силу. Этого еще не произошло, то есть самый ранний срок начала действия запрета - декабрь 2022 года. В связи с этим, возможности ЕС снизить поставки нефти из России на две третьих от прошлогодних объемов к концу 2022 года вызывают большие сомнения.

    Но в шестом пакете санкций помимо нефтяного эмбарго, обсуждались также: запрет на страхование морских перевозок российской нефти и запрет на такие перевозки танкерами из стран Евросоюза. По информации СМИ, первое предложение прошло и согласовано с Великобританией (одним из лидеров на рынке страхования морских перевозок). От второго ЕС пришлось отказаться под давлением судовладельцев из Греции и Мальты, получающих сейчас баснословные прибыли на транспортировке нефти из России.

    Особенность этих мер в том, что они будут оказывать влияние на объемы экспорта нефти из нашей страны не только в Европу, но и в страны, которые не присоединились к экономическим ограничениям против России.

    Едва ли кто-то из трейдеров рискнет перевозить нефть без страховки, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В этом случае не будет возмещен ущерб в результате претензий, ареста или потери как груза, так и судна. Но, по мнению эксперта, этот запрет легко можно обойти за счет страхования перевозок в других странах или в России. Например, перевозки иранской нефти, находящиеся под санкциями США, часто бывают застрахованы японскими компаниями, уточняет Пикин.

    Нефтяной экспорт Ирана из-за санкций США упал с 2,1 млн баррелей в сутки в 2017 году до 0,4 млн баррелей в 2020, но уже в прошлом году страна поставляла за границу 0,6 млн баррелей в сутки. У России технических и финансовых возможностей защитить свои поставки значительно больше, чем у Ирана, поэтому едва ли запрет страхования танкеров нанесет такой же непоправимый урон нашему экспорту. Хотя опыт Ирана мы, действительно, можем перенять. В Иране работает пул из местных страховых компаний, которые обслуживают танкерные поставки нефти за рубеж, а также предоставляются гарантии возмещения потерь судовладельцев со стороны государства.

    Значительно более серьезный удар по нашей торговле нефтью нанес бы запрет на ее перевозки танкерами из стран ЕС, но его пока не ввели, отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Это бы пусть на время, но значительно могло сократить отгрузки российской нефти из портов Балтики и Черного моря.

    Но возможности применения вторичных санкций не ограничиваются только перевозками. Под них могут попасть все покупатели российской нефти и банки, предоставляющие им свои услуги. С точки зрения Пикина, ЕС не пойдет на применение экстерриториальных санкций (в отношении физических и юридических лиц третьих стран, покупающих нефть из России или обслуживающих такие сделки). Это будет противоречить всем ранее заявленным принципам Евросоюза. Со стороны США предложения применить такие санкции есть, но судя по последним заявлениям президента страны Джо Байдена, который вдруг допустил покупку российской нефти, но по низким ценам, окончательного решения по этому вопросу нет. В головах американских и европейских чиновников, по-видимому, "сейчас такой винегрет", отмечает эксперт.

    Запад до сих пор не смог скоординировать свои санкции и определиться с тем, какие поставки под них попадают, согласен Симонов. В США, несмотря на запрет с марта покупать российскую нефть и нефтепродукты, продолжаются поставки дизельного топлива и мазута из нашей страны, но в составе так называемых смесей. В Швейцарии компаниям не запрещено работать с российской нефтью, но правительство подчеркивает, что из-за этого можно попасть под санкции США.

    Здесь также можно добавить, что Германия и Польша, заявившие о добровольном отказе от поставок по северной ветке трубопровода "Дружба", в этом случае вынуждены будут остановить минимум два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ), а это грозит дефицитом топлива в обеих странах, которые и сейчас не страдают от его избытка. Оба предприятия заточены под работу с российской нефтью Urals. Производство можно перевести на другое сырье, но на это нужно время и большие средства.

    По мнению Симонова, России сейчас стоит воспользоваться сложившейся ситуацией и вместе с Китаем и Индией выстраивать новую систему торговли нефтью. США, Великобритания и ЕС сейчас ведут очень опасную для себя игру, разрушая созданные ими же механизмы мирового нефтяного рынка - биржевой торговли, привязки к доллару, фьючерсного рынка, страхования и прочего. А с учетом деклараций Запада об отказе от ископаемых видов топлива у России и стран, которые не готовы отказаться от нефти, есть прекрасная возможность произвести передел рынка на своих условиях, считает эксперт.