Объекты речного порта можно будет приватизировать на конкурсной основе, чтобы обслуживать пассажиров и суда, рассказал Груздев. Он также отметил, что новый владелец не сможет перепрофилировать порт, превратив его, например, в развлекательный комплекс с отдыхом на воде.
Если же объекты порта находятся в плохом состоянии, дополнительным условием для покупателя будет их ремонт. Начальная цена при продаже заброшенных речных портов, которые требуют восстановления, составит один рубль. Внесение задатка не потребуется. Победителем конкурса будет признаваться участник, предложивший наиболее высокую цену.
Новый собственник может продать порт, если еще не привел его в хорошее состояние. В пояснительной записке сказано, что обязательства в отношении объекта сохраняются в случае перехода права собственности к другому лицу и указываются в договоре купли-продажи, поясняет Тимур Эшпулатов, член Ассоциации юристов России, юрист "Легес Бюро".
Сегодня во многих регионах сложилась ситуация, когда из-за отсутствия государственного финансирования многие причалы речных портов оказались в неудовлетворительном состоянии. Между тем у организаций, которые эксплуатируют причалы, нет правовых основ, чтобы вкладывать средства в ремонт инфраструктуры, отмечает Груздев.
Приватизация речных портов оптимизирует транспортную нагрузку в крупных городах благодаря тому, что часть пассажирских и грузовых перевозок сместится на водные пути сообщения, считает Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли. Главный недостаток законопроекта заключается в том, что он ограничивает потенциальный список речных портов, доступных для выкупа, только теми локациями, которые имеют возможность впоследствии стать международным логистическим пунктом, то есть имеют выход к границе. Это значительно сокращает количество объектов для приватизации и число желающих инвестировать в проект.
Причальные сооружения - это только одна составляющая порта: помимо состояния самих причалов на возможность эксплуатации также влияют состояние подъездных путей (автодороги и ж/д), глубина возле причалов и состояние водных путей, подчеркивает Илья Телятников, замдиректора направления "Оценка и финансовый консалтинг" группы компаний SRG. Поэтому, по его словам, вопрос реконструкции порта должен решаться в тандеме с организацией реконструкции подъездных путей со стороны местных властей и при необходимости дноуглубительных работ со стороны Росморречфлота. Также у порта должен быть потенциальный пассажиропоток и прежде всего грузопоток, достаточный для возврата вложенных средств. Не исключено, что возникнут ситуации, когда инвесторы не смогут выполнять свои обязательства и будут перепродавать друг другу порты по одному рублю, опасается эксперт.