"Запланированы две субсидируемых каботажных перевозки грузов на атомном контейнеровозе "Севморпуть" по льготным тарифам в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении в европейскую часть России", - сообщил и.о. генерального директора "Атомфлота" Леонид Ирлица. Как им же было отмечено, это "реальный шанс абсолютно для любого грузовладельца доставить свой товар по цене перевозки груза". Вносить дополнительную плату за фрахт атомного контейнеровоза не потребуется - она будет погашена самим перевозчиком за счет федеральных субсидий.
Этому решению предшествовало другое, прямо связанное с ним событие: 19 мая 2022 года ФГУП "Атомфлот" определено победителем в отборе претендентов на осуществление субсидируемых каботажных рейсов из европейской части России в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении. Такой отбор, напомним, проводился Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.
О необходимости и востребованности каботажных рейсов по Севморпути между Санкт-Петербургом и Камчаткой, с продлением контейнерной линии до Владивостока, говорили неоднократно и на разных уровнях. В апреле нынешнего года - на совещании по вопросам развития Арктической зоны, которое проводил президент России Владимир Путин. Именно там замглавы правительства Юрий Трутнев официально объявил, что Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с "Росатомом" запускает в августе 2022 года регулярную каботажную линию между Санкт-Петербургом и Владивостоком.
По словам вице-премьера, рейсы с использованием атомного контейнеровоза "Севморпуть" позволяют решить сразу две задачи: снижают стоимость перевозки грузов, необходимых для инвестиционных проектов, и помогают в обеспечении северного завоза.
Сказанное можно подтвердить конкретными цифрами. Объем перевозки грузов по Северному морскому пути с начала 2022 года вырос на 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом год назад, сообщил специальный представитель "Росатома" по вопросам развития Арктики Владимир Панов на слушаниях в Госдуме. А общий грузооборот на этом направлении в 2021 году составил почти 35 миллионов тонн, дав прирост к 2020 году в 5,7 процента.
Уже известно, что 15 июня "Севморпуть" выйдет из Мурманска в Санкт-Петербург и через 6-7 дней встанет там под погрузку. Сейчас в порту северной столицы идет активное формирование грузовой базы. Отход из Петербурга намечен на 22 июня, поэтому потенциальным грузоотправителям следует поторопиться. Рассматривается вариант и с промежуточным заходом в порт Мурманска - за дополнительным грузом. А уже оттуда - в Петропавловск-Камчатский.
Возвращение с обратным грузом в Мурманск ожидается в районе 1 августа. Проведение второго каботажного рейса по субсидируемым грузовым тарифам запланировано на сентябрь. Оба рейса будут реализованы в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути", входящего в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Управление судоходством на Северном морском пути будет осуществлять "Росатом" - окончательную ясность в этом вопросе внес премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства России в четверг, 2 июня. При этом он сослался на поручение президента РФ Владимира Путина внести в законодательство изменения, которые бы предусматривали централизацию полномочий по управлению Северным морским путем.
"За порядок организации движения судов в акватории Севморпути будет отвечать госкорпорация "Росатом", в ведении которой находится уникальный отечественный ледокольный флот", - констатировал глава правительства.
Напомним: госкорпорация "Росатом" еще в 2018 году стала оператором по развитию инфраструктуры Северного морского пути, в том числе атомного ледокольного флота. Но до недавних пор сохранялись разногласия между Минтрансом РФ и "Росатомом" в понимании, подходах и практическом разделении полномочий и административных функций в отношении Севморпути.
Вице-премьер Юрий Трутнев изначально выступал за то, чтобы "Росатом" был единым оператором и отвечал за управление судоходством на Севморпути. Схожую позицию занял и нынешний глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Как он недавно отмечал, формируется консенсус в том, что наиболее естественным органом, "который мог бы консолидировать ледовую проводку и маршрутизировать все транспортные потоки на Севморпути", станет специализированная структура "Росатома".