
Владилен Федорович Минин родился 27 мая 1932 года в Рязанской области. Послевоенная жизнь была трудной и, чтобы помочь семье прокормиться, Владилен еще мальчишкой пошел работать на завод, а свою первую специальность "токарь по металлу" получил в ремесленном училище № 40 и работал на 45-Моторостроительном заводе. Потом стал лаборантом вечерней школы рабочей молодежи №77, организовал демонстрации по физике и химии и выполнил радиофикацию школы, которую успешно окончил и поступил в только что открывшийся Московский физико-технический институт, перед этим успев поработать преподавателем для милиционеров. В то время в МФТИ учились 6 лет, и учебная нагрузка первых курсов составляла аж до 50-52 часов в неделю.
- На старших курсах лекции читал академик Лаврентьев, авторитет которого у студентов был велик. Поэтому когда Михаил Алексеевич пригласил нескольких выпускников МФТИ, в том числе отца, в строящийся новосибирский Академгородок, предложение было принято, - рассказывает доктор технических наук, профессор Игорь Владиленович Минин. - Хотя одновременно Владимир Степанович Комельков ему предлагал работу над советским атомным проектом в закрытом городе Арзамас-16. Но отец выбрал Сибирь.
Так в 1958 году Владилен Минин приехал в Новосибирск. Но перед этим выполнил поручение Михаила Лаврентьева - составил список и отобрал в Москве оборудование как для первенца Академгородка - Института гидродинамики (так и других) куда, собственно и был приглашен работать под началом основателя Сибирского отделения Академии наук.
Там он сразу проявил характер. Только что построенное здание института принимала комиссия во главе с секретарем райкома партии и будущим членом политбюро ЦК КПСС Егором Лигачевым.
- Владилен Федорович отказывался подписывать акт сдачи-приемки, потому что здание не было готово, - говорит Игорь Минин. - Получил за это нагоняй. Лаврентьев сказал: "Пиши, что хочешь, но подпись поставь". И отец написал в воспоминаниях примерно так: "Институт принимается с недоделанной крышей, стенами и полами". Лигачев оценил принципиальность молодого ученого и заявил, что такой человек обязательно должен быть членом партии. Лаврентьев продиктовал жене текст рекомендации, который Вера Евгеньевна напечатала на машинке. Но когда Михаил Алексеевич принес документ в райком, ему сказали, что он должен быть написан от руки. Лаврентьев переписал бумагу, а напечатанный вариант с его подписью остался у отца на память. Об этой истории Владилен Федорович делился воспоминаниями с корреспондентом Института гидродинамики.
Символично, что первым "новоселом" института гидродинамики стала высоковольтная лаборатория Владилена Федоровича. Об этом рассказывала газета "Вечерний Новосибирск" 8 апреля 1959 года.
На заре становления академгородка был такой случай. В Академию наук пришло письмо о том, что на Алтае стали часто наблюдать НЛО - светящиеся шары. Лаврентьев поручил Владилену Федоровичу разобраться. Собрали группу экспертов, поехали. Оказалось что это никакие не летающие тарелки. А просто в силу специфики рельефа, когда автомобиль поднимается в гору, свет его фар попадает на облака и они светятся. Вот так был развеян один из мифов.

В Институте гидродинамики Владилен Минин занялся решением ряда задач, поставленных Михаилом Лаврентьевым перед своими учениками - в частности, научиться метать и разгонять тела, задавая им высокую скорость. В качестве поощрения называлась Ленинская премия. Но молодые энтузиасты и так готовы были положить все на алтарь науки, поэтому самоотверженно работали даже в спартанских условиях - тогда лаборатории размещались в сараях, а сотрудники жили в щитовых домиках. Владилен Минин считал перспективным метод разгона компактных тел с помощью энергии магнитного поля. С этого началось одно из основных направлений исследований Института гидродинамики - электромагнитное метание тел.
В Новосибирске Владилен Федорович продолжил исследования в сфере физики взрыва, интерес к которой зародился у него еще в студенчестве. Его дипломная работа была посвящена изучению высоковольтного разряда в жидкости, где и был им открыт, в частности, эффект образования кумулятивной струи при схлопывании пузырька газа ударной волной. А в 1961 году Минин защитил кандидатскую диссертацию о распространении ударных волн в среде с пузырьками газа.

- В середине 60-х годов в его лаборатории проводились опыты по нескольким направлениям, одно из них было связано с тем, что сейчас называется "искусственные аэрозоли". В 1964 году в Новосибирск приехала комиссия во главе с президентом Академии наук СССР Мстиславом Келдышем. Владилен Федорович продемонстрировал высокой комиссии результаты своих опытов. Академики Келдыш и Лаврентьев оценили перспективность тематики, которой занимался Минин. Родилась мысль создать специализированное, отдельное от Института гидродинамики предприятие. И в 1966 году было создано государственное специальное конструкторское бюро "Сосна", директором которого назначили Минина. Через два года оно стало Институтом прикладной физики. Это был самый крупный научный институт в новосибирском Академгородке после Института ядерной физики. Конечно, создание ГСКБ "Сосна" обсуждалось с Михаилом Лаврентьевым и принято считать, что это инициатива руководства СО АН СССР. Но на самом деле инициатива исходила от Владилена Федоровича. Он был ученым энциклопедического склада ума, искавшим своим открытиям практическое применение в жизни. И институт прикладной физики стал воплощением идеи, которую не удалось в свое время успешно реализовать Лаврентьеву - создания так называемого "пояса внедрения", когда научные институты передают свои разработки специализированным учреждениям, а те внедряют их в производство. А Минин добился того, что научные разработки воплощались "в жизнь", в частности, укрепляли обороноспособность страны. По свидетельству Лаврентьева, ранее в институте гидродинамики Владилен Федорович в своей лаборатории проводил исследования по распространению ударных волн в воде с пузырьками газа, слоистых средах, по аномальным свойствам азотной плазмы, взрывным источникам звука, генерации магнитных полей, по образованию султана в воде и другим. При этом в других лабораториях работ по аналогичным направлениям не велось.
В 33 года Владилен Федорович стал заведующим лабораторией Института гидродинамики, в 34 года - начальником ГСКБ "Сосна". В 36 лет возглавил Институт прикладной физики.

В течение почти тридцати лет, с 1966 по 1995 годы, Владилен Федорович был генеральным директором и главным конструктором Института прикладной физики. И это уникальный случай, когда столь мощный научно-технологический комплекс был создан буквально с нуля, а его основатель руководил им 30 лет.
Под его руководством было создано более сотни крупносерийных изделий для военно-морского флота, ВВС, армии и гражданской продукции. Многие из них в модифицированном виде остаются на вооружении и сейчас. За основание ИПФ Владилен Федорович был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Большой вклад институт внес и в создание систем безопасности, в частности, приборов для обнаружения и обезвреживания взрывных устройств, которые использовались при проведении Олимпийских игр 1980 года в Москве.
В ИПФ Владилен Минин создал также направления по новым методам литья, кумуляции, анализа веществ, магнитно-импульсной сварки и другие, для чего организовал отдельные лаборатории. Там конструировали специальные установки, не имеющие аналогов, поэтому их охотно приобретали даже зарубежные партнеры.

Одно из самых известных достижений ИПФ в 80-е годы - создание антиметеоритной защиты космического аппарата "Вега", предназначенного для исследования кометы Галлея. Ее разработали в отраслевом Центре математического моделирования, который Владилен Минин организовал при институте. Причем, когда ИПФ посетила ознакомительная миссия из США, ее представителям пришлось признать, что возможности центра по эффективности превышают американские ЭВМ Cray-1. Для этого центра были разработаны и графические станции серии "Гамма", которыми оснащались все телецентры СССР. За работы по созданию вычислительной техники и технологии вычислительного эксперимента Владилену Минину и его коллегам присудили Государственную премию СССР. Коллектив Института прикладной физики в середине 1980-х за достигнутые успехи был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а его директор - орденом Ленина. Причем еще ИПФ своими силами построил более 20 жилых домов в академгородке и сопутствующую инфраструктуру.
Владилен Федорович не забывал и о подготовке достойной смены. Кстати, его сыновья Олег и Игорь - тоже заметные ученые, доктора технических наук, профессора, члены-корреспонденты Метрологической академии РФ.
Уходят поколения, уходят люди. Проходит время, все постепенно забывается: события, даты, поступки, свершения. Но остаются дела, их материальное воплощение, и частица в них - те, кого забыли или не очень. Но все равно забыли их или помнят - они были, есть и будут в этих делах и поэтому - вечны. И это в полной мере относится к Владилену Федоровичу Минину - выдающемуся советскому и российскому ученому, крупному организатору науки, автору научного открытия и более 600 научных трудов и изобретений, обладателю множества высоких наград, в том числе Государственной премии СССР, президенту Урало-Сибирского отделения Академии технологических наук России.