Госорганы ответят на жалобу за один день

Правительство продолжает снижать надзорную нагрузку на бизнес. Об этом вице-премьер Дмитрий Григоренко сообщил на совещании с "экономическими" заместителями губернаторов субъектов РФ по теме соблюдения моратория на проверки. Он отметил, что каждый случай поступления жалобы на нарушение моратория контрольными органами должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие и держаться на особом контроле. Жалоба должна быть рассмотрена в течение одного рабочего дня.

10 марта был введен мораторий, который коснулся как плановых, так и внеплановых проверок по всей стране и впервые распространен на все компании от малых до крупнейших (исключение составили только некоторые социально-значимые объекты).

Как посчитали в правительстве, после введения моратория было отменено проведение более 218 тыс. проверок и это дало ощутимый экономический эффект. Так, в среднем проверка проходит 8-9 рабочих дней, на нее отвлекается минимум три человека, плюс зачастую к таким мероприятиям привлекается консалтинг. В итоге мораторий сэкономил бизнесу примерно 7 млн. "человекодней". В деньгах это, как посчитали в Минэкономразвития, примерно 70 млрд. рублей.

Григоренко напомнил, что с 15 апреля был даже запущен сервис, с помощью которого бизнесмены и граждане могут сообщить непосредственно о нарушениях моратория на проверки. Каждая жалоба на нем рассматривается в течение одного рабочего дня и становится предметом разбирательства.

Вице-премьер напомнил, что в июле прошлого года был принят специальный закон, согласно которому "теперь проверка назначается не исходя из букв алфавита или наличия плана, а исходя из тех рисков и соответствия максимальным либо минимальным рискам, применяемым каждым надзорным ведомством".

Правительство поставило перед собой задачу сделать способ разрешения споров бизнеса и власти простым и удобным для сторон. В результате одним из нововведений реформы государственного контроля стало предоставление бизнесу возможности досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов. Этот механизм достаточно давно применяется в налоговом контроле и прекрасно известен предпринимательскому сообществу.

До ведения в действие Федерального закона "О государственном контроле (надзоре)" оспорить проведение проверки и ее результаты можно было только в судебном порядке. С учетом перегруженности судов подобный процесс мог занимать до полугода, а на практике обжалование зачастую происходило уже одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности. То есть дело рассматривалось уже с позиции назначенного наказания. Это требовало немало сил и денег на юристов, а порой и на дорогостоящие экспертизы. А в современном мире самый главный ресурс - временной и человеческий.

Сегодня можно обжаловать не только акт по итогам проверки, но и само решение о ее проведении, а также действия (бездействия) инспекторов в рамках контрольных мероприятий. Механизм досудебного обжалования позволяет более эффективно защищать права предпринимателей до того, как "оштрафовали", а не по факту наказания.

Жалобу можно подать через портал госуслуг - для этого в прошлом году был создан новый сервис "Жалоба на решение контролирующих органов", и сделать это можно буквально в три клика. Сервис достаточно удобный, понятный и не требует наличия специальных юридических знаний.

Нормативный срок рассмотрения жалобы - не более 20 рабочих дней. Однако, по данным МЭР, он оказывается еще меньше, в среднем жалоба рассматривается в течение 12 дней. При этом заявитель может в режиме реального времени отслеживать прохождение своей жалобы в личном кабинете на портале госуслуг и при необходимости направлять в электронном виде дополнительные документы.

По сути, бизнес получил возможность в комфортном цифровом режиме и в короткие сроки обжаловать надзорные решения. Именно благодаря цифровизации всего процесса эта процедура выглядит простой, удобной, понятной и самое главное дешевой.

Почти за год работы сервиса в рамках досудебного обжалования предприниматели направили через портал госуслуг более 3,7 тыс. жалоб. Возможно, эта цифра не выглядит внушительной в разрезе общего количества мероприятий, но процедура является новой для контрольной (надзорной) деятельности и пока охватывает не все виды государственного контроля.

С самого появления механизм досудебного обжалования показывает свою эффективность для бизнеса. Этот механизм выгоден и для госорганов, так как с переходом на "цифру" снижаются затраты на обеспечение их работы. Кроме того, благодаря созданию единой цифровой системы у госорганов появляется возможность анализировать поступающие жалобы, как и результаты их рассмотрения, и на основе этого анализа выявлять проблемные места. А своевременная ликвидация "проблемных" мест приведет к повышению эффективности работы самих госорганов.

Дмитрий Григоренко подчеркнул, что для бизнеса, если он попадает в минимальную зону риска в части обязательных требований, "вероятность проведения проверки сводится фактически к нулю".

И механизм работы моратория на проверки, и внедрение цифровых возможностей досудебного обжалования проверок показывают, что власти последовательно идут навстречу бизнесу в такой, казалось бы, инерционной сфере, как контроль и надзор. Эффективный диалог между сторонами необходим, ведь он придает нужный импульс и экономике в целом.