В Германии вновь заговорили о создании европейского ядерного оружия

Германия меняет свое отношение к пацифизму, а вместе с тем и к ядерному оружию. Большинство немцев уже не против присутствия на территории их страны американских ядерных авиабомб, а некоторые считают, что стоит обзавестись и собственным арсеналом - если не чисто немецким, то по крайней мере общеевропейским.
Париж готов поделиться ядерными силами сдерживания с Европой только на своих условиях. На снимке: АПЛ типа "Сафир" ВМС Франции.
Париж готов поделиться ядерными силами сдерживания с Европой только на своих условиях. На снимке: АПЛ типа "Сафир" ВМС Франции. / GettyImages

Еще недавно ядерное оружие считалось в Германии неэтичным и аморальным. Подавляющее большинство немцев - порядка 80-90 процентов - требовали вывода с территории страны находящихся там американских водородных бомб и присоединения Германии к Договору о запрещении ядерного оружия. Эти требования, по крайней мере на словах, разделяли и многие политики, обещая если не присоединиться к договору, то как минимум решить вопрос с бомбами. Хотя никаких реальных шагов для этого не предпринималось - для Берлина американские бомбы всегда были возможностью участвовать в ядерном планировании НАТО с соответствующим правом голоса.

Но за последние несколько месяцев общественные настроения в Германии резко изменились. Сейчас уже более половины немцев выступают против вывода американского арсенала, а 20 процентов считают, что Германия должна иметь доступ к собственному ядерному оружию "в европейских рамках". Такие результаты показал опрос, проведенный социологической службой Infratest dimap по заказу телеканала ARD.

То, что американское ядерное оружие будет оставаться в Германии вне зависимости от мнения населения, было понятно уже давно. И вошедшие в новое немецкое правительство партии, несмотря на свои предвыборные пацифистские заявления, практически сразу же, то есть еще в конце прошлого года, договорились о том, чтобы закупить для бундесвера новые самолеты, которые в случае необходимости должны будут доставить эти бомбы к целям. В марте было принято окончательное решение, что такими самолетами станут американские F-35, а деньги на их покупку планируется потратить из одобренного на днях бундестагом стомиллиардного пакета, предназначенного на перевооружение немецкой армии.

Теперь, однако, политики в Берлине, почувствовав за собой поддержку населения, вполне могут решиться и на более решительный шаг - попытаться действительно создать ядерный арсенал Евросоюза, доступ к которому будет иметь и Германия. Идея получить собственную бомбу путем "обобществления" французского или британского арсенала в ФРГ в послевоенный период возникала неоднократно. В последний раз она широко обсуждалась немецкими политиками и экспертами буквально несколько лет назад - на фоне прихода к власти в Вашингтоне Дональда Трампа. Никаких практических решений за этим не последовало, но выводы о том, что общеевропейское ядерное оружие вполне возможно, тем не менее были сделаны.

Сейчас уже более половины немцев выступают против вывода американского ядерного арсенала

Франция, в свою очередь, не раз сигнализировала о готовности предоставить Евросоюзу ядерные гарантии, но при одном условии: что окончательное решение о применении стратегических сил будет оставаться за Парижем. "И Макрон, и его предшественники на посту президента произносили речи, в которых упоминалось "европейское измерение" для французских ядерных сил. Все они также неоднократно делали предложения о диалоге в различных формах. Но всегда было ясно, что слова, сказанные когда-то Олландом, по-прежнему остаются в силе: "Наши силы сдерживания принадлежат только нам. Мы принимаем решение об их применении и ни с кем их не делим", - объясняет позицию Франции немецкий эксперт Юлия Бергхофер в интервью телеканалу ARD. По словам Бергхофер, в обмен за ядерные гарантии Париж может попросить у других стран ЕС софинансирования французских стратегических сил. О такой возможности не раз говорили и другие немецкие эксперты и политики. Но нежелание Франции делиться "ядерной кнопкой" Германию, похоже, не очень устраивает - по крайней мере, несмотря на все разговоры, никаких реальных подвижек в направлении "европеизации" французского арсенала до сих пор не наблюдалось.