06.06.2022 01:10
    Поделиться

    Максимов: У детей есть своя позиция, не замутненная социальными финтифлюшками

    Начало июня да конец августа - время, когда мы, будто опомнившись от родительской спячки, вспоминаем о том, что у нас есть дети. В конце учебного года и перед началом следующего. Подводя итоги и строя планы на будущее. Увы, итоги и планы ничем сильно друг от друга не отличаются, поскольку то, что мы называем красивыми словами "система образования", остается у нас, по сути, неизменной.

    У нашей системы образования много печалей - об этом, к счастью, много и откровенно говорят. Сейчас я пишу для серии ЖЗЛ книгу о великом педагоге всех времен и народов Иоганне Генрихе Песталоцци. Так вот Песталоцци ту систему обучения, при которой тридцать совершенно разных детей с совершенно различными интересами помещаются в один класс, в котором всех учат всему, - называл антипсихологичной. Эта школа у нас имеет корни в церковно-приходской школе и с той поры, по сути, не меняется.

    Ну ладно. Как говорила мне одна мама: мы учились - и дети выучатся. Хорошо. Пусть так. Однако есть вещи, которые изменить не просто нужно, но необходимо.

    Мне кажется, одна из главных - то, что мы совершенно не хотим, а потому не умеем слушать наших детей. Что в доме - большинство родителей, что в школе - учителя.

    Ко мне на консультацию пришел папа с прямым вопросом: "Вот я считаю, что наш сын должен быть стоматологом, - они хорошо зарабатывают, а жена, что - юристом. Рассудите: кто из нас прав?" "Сыну сколько лет?" - спрашиваю. "Четырнадцать". - "А что он думает по этому поводу?" Мой вопрос искренно удивил папу. "Кто ж его будет спрашивать? - всплеснул он руками. - Что он в жизни-то понимает?"

    Очень распространенная позиция. Взрослым, которые, замечу, построили весьма не комфортный мир, который сегодня висит на волоске, почему-то искренно представляется, будто они в этом мире очень хорошо разбираются.

    В конце этого учебного года снова заговорили о необходимости что-то делать с ЕГЭ, которую я лично расшифровываю как Единая Государственная Экзекуция. Возникли даже голоса о том, чтобы дать детям возможность самим выбирать, как они хотят сдавать экзамены: как ЕГЭ или старым способом - диалог с педагогом.

    Мне кажется, что мы совершенно не хотим, а потому не умеем слушать наших детей

    Почему бы не спросить об этом детей? ЕГЭ сдавать им, а не нам. И не ЕГЭ сдавать им.

    Отчего мы так не верим собственным детям? Не от того ли, что сами постоянно принимая за них решения, и себя и их отучили доверять детскому мнению?

    Недавно заговорили о том, чтобы восстановить пионерскую организацию. Как я к этому отношусь? Мне лично любая организация, объединяющая детей на идеологической основе, не симпатична. Но это мое мнение. У кого-то - иное. Почему нет? Но для меня принципиально, чтобы членство в любой организации, в том числе и в пионерской, являлось совершенно добровольным. Чтобы, не приведи, Господи, не случилось так, как уже было: не вступил в пионеры - не поступишь в институт.

    И, опять же, хочется узнать, что об этом думают дети. Но чтобы их мнение было высказано свободно, то есть анонимно. Давайте не забывать, что ни один человек в мире так не зависит от другого, как ученик от педагога. Это зависимость огромна и абсолютна. Когда мнение ребенка высказывается под наблюдением педагога - это, как говорят сами дети, - не считается.

    На волнах очень уважаемой мною радиостанции я услышал радостное сообщение о том, что в некоей школе придумали, чем занять детей во время перемены. Действительно, безобразие! Сорок пять минут дети под контролем, а на перемене предоставлены сами себе - кошмар.

    И теперь дети играют в развивающие игры. Добровольно? Пока да. Учителя опросили детей, и те сказали, что им нравится. Представляю себе картину: к ученику подходит педагог, а то и директор школы и спрашивает, глядя грозно: "Тебе нравится моя инициатива?"

    В середине прошлого века у нас в стране появилось понятие, которое весьма сильно и негативно сказалось на возможности детей отдыхать: "полезный досуг". Понимаете, да? Взрослый может отдыхать, как хочет. По-французски говоря: "балдеть". А вот ребенок, отучившись свои шесть часов в школе и потом сделав домашнее задание, "балдеть" права не имеет. Страшный сон большинства взрослых: ребенок предоставлен сам себе. Даже на досуге не имеет на это право.

    Боюсь, что если инициатива получит развитие - ученики на перемене лишатся возможности отдыхать так, как им нравится, и обретут "полезный досуг". Правда, тут возникает вопрос: а учителя хотят отдыхать полезно или так, как требуют их душа и тело?

    Я очень люблю задавать детям философские вопросы. Они отвечают всегда, и всегда неожиданно. Девочка восьми лет на вопрос: "Что главное в человеке? - ответила: "Позвоночник". Ее ровесник, когда я спросил: "Зачем живет человек?" - удивленно ответил: "Потому что Бог так решил. Вот он и живет".

    У детей есть собственная, часто совершенно неожиданная, позиция, не замутненная всякими нашими социальными финтифлюшками

    Я много слышал глупостей от взрослых, жаждущих выглядеть умней, чем они есть на самом деле. Дети так не делают. Отвечают, что думают. И это поразительно.

    Понимаете, у них на самом деле есть и философия, и свой взгляд на мир, и собственная, часто совершенно неожиданная, позиция, не замутненная всякими нашими социальными финтифлюшками. Дети ждут, чтобы с ними поговорили. Дело за нами, взрослыми.

    И последнее. Великий Николай Носов - автор "Незнайки" - писал: мол, так уж повелось, что все большое вырастает из маленького. Когда мы упиваемся своей взрослой значительностью, неплохо бы вспоминать эти замечательные слова...

    Поделиться