Уже в этом году засуха поразила американские поля, а США - самый серьезный поставщик хлопка в мире. Кроме того, китайское правительство начинает снижать ограничения из-за COVID-19: это увеличит спрос, а значит, и цены, сообщило агентство Reuters. Однако Россию все эти неурядицы коснутся в меньшей степени.
В мае этого года цены на хлопок достигли максимума за 11 лет. Так, 31 мая мировой индикатор - Cotlook A-Index - составил 3470 долларов за тонну. По словам президента СОЮЗЛЕГПРОМа Андрея Разбродина, сказались также западные санкции против среднеазиатского и китайского хлопка.
"В то же время общемировой экономический спад, а также недавняя отмена в США и ряде других развитых стран эмбарго на импорт хлопка и хлопковых изделий из Узбекистана и Туркменистана (запрет вводился во второй половине 2010-х из-за применения там ручного труда на хлопквых плантациях) примерно к осени или в середине осени приведут к падению цен. Ели же США и другие страны отменят ограничения 2017-2019 годов на "уйгурский" хлопок (КНР), обусловленные политическими причинами, тогда падение цен будет наверняка максимальным", - рассказал эксперт.
В этой связи также нужно понимать, что хлопок - биржевой товар, и участники рынка в основном ориентируются на Нью-Йоркскую хлопковую биржу. Об этом в беседе с "РГ" рассказал генеральный директор компании "Примтекс" и председатель комитета СОЮЗЛЕГПРОМа по хлопковому волокну и хлопчатобумажной продукции Дмитрий Бакаринов.
При этом хлопок номинирован в долларах США, а значит, большую роль играют курсы валют. Российские покупатели "белого золота" в этом смысле оказались в более выгодной позиции: укрепление рубля привело к тому, что теперь за ту же сумму отечественной валюты можно купить больше товара.
"Да, хлопок дорожает по всему миру, но между биржевыми ценами и стоимостью готовой продукции есть разница. В целом на массовые товары цены выросли примерно на треть, а для брендовых вещей - чуть больше, потому что там и наценки больше", - объяснил Бакаринов.
При этом, по словам эксперта, россиянам не стоит беспокоиться о том, что изделия из хлопка могут исчезнуть с полок магазинов из-за ситуации в Индии. Сырье из этой страны не покупают в странах бывшего СССР - вместо этого сырье традиционно приобретают в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии и Казахстане.
Крепкие торговые связи со странами Средней Азии позволили российскому бизнесу не переживать по поводу транспортировки. В то время как логистические цепочки по всему миру истончаются и рвутся, хлопковые "караваны" продолжают приходить в Россию. По словам Бакаринова, сейчас лишь немного выросли транспортные расходы, но это связано с сезонностью: начинается время активной поставки овощей и фруктов.
В нашей стране своего хлопкового волокна практически нет, поэтому приходится завозить из-за рубежа, отметил Андрей Разбродин. "В год Россия импортирует хлопко-пряжу в 130-140 тыс. тонн, и свыше 80% приходится на долю Узбекистана. Чтобы удешевить эти поставки, в том числе конечные цены на готовую продукцию в РФ, уточняются вопросы взаимной торговли в национальных валютах. Впрочем, "хлопковая" стратегия Ташкента включает также ускоренное развитие переработки собственной пряжи, потому не исключено, что ее поставки могут сократиться или, по крайне мере, не увеличиться", - объяснил он.
В год Россия потребляет около 30 тыс. тонн хлопкового волокна, однако, по словам Разбродина, полный цикл производства хлопковой продукции сохранился лишь на считанных предприятиях. К тому же проекты по возрождению и развитию хлопководства на юге РФ (существовавшего с 1930-х - начале 60-х годов прошлого века) сегодня имеют локальный характер и едва ли способны заместить весомую часть хлопкового спроса в стране.