07.06.2022 19:12
    Поделиться

    ФАС не будет наказывать региональные власти за неотложные госзакупки у одного поставщика

    Региональные власти получат исключительное право определять новые случаи и порядок закупок у единственного контрагента, а также возможность внесения изменений в существенные условия контракта. Законопроект об этом принят Госдумой в первом чтении.
    Правом определять случаи госзакупок у единственного поставщика наделены только главы регионов.
    Правом определять случаи госзакупок у единственного поставщика наделены только главы регионов. / Istock

    Документ вводит мораторий на применение антимонопольных запретов при принятии таких решений по оперативным закупкам для государственных и муниципальных нужд. Статс-секретарь - замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Сергей Пузыревский на рассмотрении законопроекта отметил, что это временная и вынужденная мера - мораторий будет действовать лишь до конца этого года.

    Оперативные закупки у единственного поставщика, когда нет возможности провести классическую процедуру, становятся все более востребованными. Напомним, упрощение правил госзакупок для минимизации санкционного влияния было закреплено в Федеральном законе от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ.

    Однако при принятии этого акта не установили, что принятие таких срочных решений региональных властей будет исключением из общих правил защиты конкуренции. То есть власти российского региона могли принять решение о проведении закупки у единственного поставщика, но при этом по действующему законодательству также могли быть наказаны антимонопольным ведомством. Законопроект, предложенный самой ФАС, устраняет эту неопределенность.

    Как отметили в пресс-службе ведомства, эта мера поддержки позволит нивелировать риск срыва сроков исполнения контрактов и изменения цены, а также решить проблему невозможности закупки определенных товаров, работ или услуг для нужд региона. При этом подобное решение руководителя субъекта должно быть обосновано срочностью закупки, ее предметом и невозможностью провести конкурентную процедуру в каждом конкретном случае.

    Определять случаи закупок у единственного поставщика может только глава региона, подчеркнул председатель Комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг. "Если такая необходимость возникает у муниципалитета, он обращается к руководителю субъекта, который дает им такое право и берет всю ответственность на себя", - пояснил он.

    В ФАС также подчеркнули, что при этом ключевые положения законодательства о контрактной системе в части защиты конкуренции продолжают действовать. В этой связи реализация права региональных властей на осуществление закупки у единственного поставщика не должна создавать угрозу и приводить к ограничению или устранению конкуренции на рынке, заявили в пресс-службе ведомства.

    Мораторий на применение антимонопольных запретов к оперативным госзакупкам по новым правилам вводится до конца этого года

    Региональные власти отмечают, что соблюдают все требования закона и применяют новую процедуру лишь в исключительных случаях. "При принятии решения о необходимости закупки у единственного поставщика мы исходили из принципа, что это срочная и исключительная мера. В Санкт-Петербурге это правило сейчас распространяется на медизделия и лекарственные препараты", - рассказал председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александр Жемякин.

    Заместитель начальника Главного контрольного управления города Москвы Юлия Урожаева в свою очередь подчеркнула, что в столице каждая закупка подробно рассматривается - оценивается ее срочность, необходимость выбора единственного поставщика, обоснование цены. "Очень важно, как реализуется этот механизм", - отметила она.

    Поделиться