07.06.2022 10:08
    Поделиться

    Активисты ОНФ обсудили вопросы организации логистики в условиях санкций

    Что мешает экономике страны быстро перестроиться в связи с возникшей санкционной действительностью? Проблемы и предложения были озвучены на майском заседании круглого стола Общественного народного фронта (ОНФ). Сказала свое слово и Ульяновская область в лице сопредседателя регионального штаба ОНФ, президента Ассоциации ульяновских станкостроительных предприятий Алексея Ситникова.
    Грузовые лайнеры сейчас простаивают без дела.
    Грузовые лайнеры сейчас простаивают без дела. / Министерство обороны РФ/РИА НОВОСТИ

    Ульяновская область - место сосредоточения множества логистических компаний. Около 400 зарегистрировано непосредственно здесь, кроме этого, 104 филиала отечественных и международных компаний и 33 представительства.

    Зависшая авиация

    Автотранспортники и железнодорожники решают проблемы за счет перевалочных баз в странах ОДКБ и отдельных государств ШОС и Восточной Европы.

    Сложнее с авиацией: сразу три авиакомпании крупнейшей российской грузовой авиагруппы "Волга-Днепр", специализирующейся на перевозках по всему миру (98,6 процента общего объема), практически остановили свои полеты.

    Проблема перемещения груза коснулась и региональных предприятий Росатома. Никаким иным способом, кроме авиации, короткоживущие изотопы Димитровградского НИИ атомных реакторов доставить получателям невозможно.

    В Ульяновске два международных аэропорта, на одном из них базируется аэропортовая особая экономическая зона. Сейчас преимущества от них "зависли": наблюдается отток иностранных инвесторов (Германия, Южная Корея, Швеция) и транспортных компаний, место которых занимают, правда, не так быстро, как хотелось бы, инвесторы из Китая, Индии, Турции и других стран.

    Увы, восстановление объемов логистики до уровня 2019 года прогнозируется лишь на середину 2023-го - начало 2024 года.

    Пока, по словам Ситникова, компании удерживают кадры даже ценой прямых убытков, так как их подготовка заново обойдется еще дороже.

    Форс-мажор? Докажите!

    Многие договоры, заключенные в государствах, признанных теперь "недружественными", исполнить невозможно, и это очевидно. Однако вопрос о признании подобных ситуаций форс-мажорными, непреодолимой силы, приходится доказывать каждый раз в особом и индивидуальном порядке как в следственных органах, так и в судах.

    Любая перестройка рынка частенько оборачивается попытками передела сфер влияния. В том числе и рейдерского захвата бизнеса. В такие нехорошие дела могут привлекаться и силовики, которые усматривают в открывшихся возможностях перспективы для собственного карьерного роста, узко и неверно понимающие интересы службы.

    - Полагаю, тут нужно прямое разъяснение, какие-то конкретные приказы руководителей ведомств. Нужно оговорить организацию усиленного контроля за деятельностью на местах по всем случаям возбуждения дел и проверок, связанных с бизнесом. Разумеется, с учетом всех обстоятельств текущей ситуации, наделив особым статусом транспортно-логистический сектор деятельности российских компаний, - считает Алексей Ситников.

    По его мнению, следует ужесточить ответственность представителей силовых ведомств за вторжение в дела компаний, выделив их отдельно в уголовном законе страны, и сделать ее бессрочной. Поскольку подобные действия чаще всего "убивают" бизнес и здесь усматривается сочетание карьерно-коррупционных мотивов.

    - Кроме того, было бы уместным вернуть часть налоговых льгот и освобождений для логистических и транспортных компаний, как это уже было в 2020 году в период пандемии, но продление на этот раз необходимо до конца 2024 года, - считает сопредседатель регионального штаба ОНФ.

    Равнение на геополитику

    Вопросы вызывает и деятельность российских государственных инвестфондов, которые по-прежнему настаивают на проведении зарубежных IPO по стартапам и инновациям без оглядки на текущее положение дел.

    Получается абсурдная ситуация, как по некоторым договорам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который считается государственной некоммерческой организацией и выдает средства поддержки из бюджета. От него по-прежнему исходят требования в адрес получателей грантов не только по реализации продукции в недружественные страны, но и размещения там на бирже акций российских компаний.

    Этот и подобные фонды не предоставляют возможности получателям средств переключиться на другие рынки, в том числе внутренний. Хуже того, по технологиям двойного назначения либо вообще невозможно получить инвестиции в подобных фондах, либо они будут отозваны, как только получат подобный статус.

    - Возможно, уже наступил момент, когда требуется не только внести необходимые изменения в действующие нормативные акты, но и пора пересмотреть состав руководства подобными фондами? - задает риторический вопрос Алексей Ситников.

    Сейчас, к примеру, стало сложно получить системы позиционирования транспортных средств и средств навигации, включая спутниковые. Кроме того, значительная часть зарубежных средств либо не приспособлена к работе с ГЛОНАСС, либо в любой момент может быть отключена. И так по всей цепочке транспортного приборостроения. Сейчас возникает уже дефицит даже с банальными туристическими навигаторами, или трекерами, так как компании-производители уже ушли с российского рынка, а замещать их некому.

    В числе прочих проблем была названа и не дающая "добро" таможня: мы видим, с одной стороны, утверждение правительством страны "серых" списков по некоторым товарам и одновременное усиление борьбы с контрафактом с другой. И это при необеспеченности пропускных пунктов специалистами, оборудованием. Именно пропускные пункты таможни, по мнению участников круглого стола, могут оказаться тем самым узким горлышком бутылки, которое остановит весь грузопоток.

    Сейчас очень многое зависит от шагов, предпринимаемых исполнительными, законодательными органами власти и ЦБ РФ. Изменений требуют нормативная база, кредитование и лизинг, фискальная и таможенная политика государства, а также многое другое.

    Комментарий

    Анатолий Лапин, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления Ульяновского госуниверситета:

    - Падают поставки из Европы, увеличиваются через Китай и другие государства. Но нельзя забывать: если страна помогает России обходить запреты, то на эту страну налагаются вторичные санкции. Естественно, никто не хочет попасть под эту раздачу. Как все это будет происходить в реальности, мы увидим в IV квартале текущего года, когда последствия санкций дойдут до реального сектора. А пока еще есть определенные запасы, действующие контракты. Здесь необходимо создание каких-то структур по контрактации, поиски новых поставщиков, комплектующих. Нужно содействие государства с точки зрения занятия отечественными производителями некоторых ниш. Гвозди штамповать наш бизнес сможет, а вот микропроцессоры и подобную продукцию без помощи государства - нет.

    Источник, из которого это может быть профинансировано, - Фонд национального благосостояния. Другой вариант - воспользоваться внутренним кредитованием, продажей облигаций. Внутренний рынок не способен развиваться, если падают реальные доходы населения. Значит, их нужно увеличивать: пенсии, зарплаты, пособия.

    Поделиться