По информации краевого парламента, после падения спроса в начале весны уже в мае выручка владельцев кинозалов значительно увеличилась. "В мае кинотеатры заработали на 40 процентов больше, чем в апреле, но пока доходы не достигли уровня марта. Одной из мер поддержки отрасли края стала "Пушкинская карта". Сегодня к ней подключено семь кинотеатров, вскоре к ним присоединится кинотеатр "Салют" в Ставрополе", - говорится в сообщении региональной думы.
По данным краевого правительства, на Ставрополье регулярные сеансы проводятся в 42 кинозалах из 46. Ни один из государственных или муниципальных кинотеатров приостанавливать работу не планирует. "Они являются системообразующими объектами культуры и могут рассчитывать на поддержку", - прокомментировали в пресс-службе губернатора региона.
Однако представителей кинопроката заявление парламента удивило. Как рассказала корреспонденту "РГ" генеральный директор кинотеатра "Мир" в Невинномысске Анна Шелудченко, рост посещаемости в мае действительно имел место, но связан он был с праздничными днями и плохой погодой, которая фактически загнала зрителей в кинозалы.
- Никакого роста показателей по "Пушкинской карте" в мае мы не наблюдали. На нее куплено 13 процентов билетов от общего количества проданных. Это даже меньше, чем месяцем ранее, - в апреле показатель составлял 17 процентов, - заявила Шелудченко.
Она также добавила, что "Пушкинская карта" - ресурс исчерпаемый. И хотя программа - удачное подспорье, с момента ее появления значительного притока зрителей не было.
- Мы не раз обращались к краевой власти с призывами о помощи. Долги у нас только копятся. В какой-то момент мы окажемся в точке невозврата, тогда встанет вопрос о закрытии кинозалов. Мы предлагали субсидировать билеты для детей, беженцев и пенсионеров. Но отклика на наши предложения так и не было, - рассказала Шелудченко.
По ее словам, все без исключения представители индустрии столкнулись с одной и той же проблемой - люди перестали ходить в кино, хотя число картин в прокате осталось прежним.
- Мы законсервировали залы. В будние дни работают два из трех, и то с 14-15 часов, хотя обычно мы открывались в 10 утра. В выходные дни количество сеансов сократили. Пробовали ставить в повторный прокат старые фильмы. Что касается корейского и индийского кино, то сеансы просто не состоялись. Такого контента у нас вообще немного, люди не ходят на эти картины, - говорит Шелудченко.
С ней согласна директор кинотеатра "Синема парк" в Ставрополе Ирина Дробилко - кассу в мае сделали длинные праздники и плохая погода:
- В нашем кинотеатре билеты по "Пушкинской карте" как давали 14 процентов от общей выручки, так и дают. В мае посещаемость выросла на 20 процентов, но это, я считаю, стечение обстоятельств. Людям надоело сидеть дома из-за дождей, и они пошли в кинотеатры.
Сейчас в ставропольском "Синема парке" делают ставку на летние каникулы, ожидая, что в кинозалы поведут детей из лагерей и организованные группы школьников. Но переговоры с образовательными учреждениями идут с трудом.
- Главное сейчас - дотянуть до осени, когда в кинотеатры вернутся зрители. Одновременно мы ищем способы компенсировать нехватку в кино блокбастеров - лент, которые раньше делали кассу, - добавила Ирина Дробилко.
По данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), сейчас время, когда у российского кинопроизводства почти нет конкуренции, однако заместить фильмы, резко выпавшие из проката, в краткосрочной перспективе невозможно.
"Дистрибьюторы и продюсеры продолжают выпускать картины в России, ведется активная работа для привлечения дополнительного контента. Уже налажена связь со студиями в Азии, Латинской и Южной Америке, выпущены в повторный прокат многие классические российские и советские картины", - заявили в ассоциации.
Закрытие кинотеатров автоматически потянет за собой обострение проблем во всей отрасли, поскольку наличие мест показа считается гарантом создания качественного, большого, идейного кино.
Ассоциация направила в министерство культуры и другие государственные структуры свои предложения, как сохранить отрасль: "Ее восстановление потребует больше времени и значительно больших финансовых затрат со стороны государства, чем поддержка существующих кинопроизводственных и кинопрокатных компаний. Сегодня сохранить эту сферу без прямой финансовой поддержки государства не представляется возможным".