Подрядчики, занимающиеся строительством социально важных объектов по нацпроектам "Демография" и "Безопасные и качественные дороги", зачастую отстают от графика или недостаточно качественно выполняют работы. Эту тему недавно обсуждали на заседании в комитете по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике думы Ставрополья. Руководитель региональной Контрольно-счетной палаты Андрей Колесников сообщил, что большая часть выявленных КСП финансовых нарушений относится к государственным и муниципальным закупкам - 86 из 139. И чаще всего они касаются именно строек по национальным проектам.
Отсюда и предложение губернатора Ставрополья выставлять строительные лоты на торги поэтапно. Тогда, если подрядчик по какой-то причине плохо работает, с ним смогут оперативно разорвать контракт - такую опцию пропишут в условиях договора.
Однако, по мнению экспертов, у дробления закупок много минусов, поэтому в последнее время в России, в том числе с подачи минстроя страны, обсуждается предпочтительность заключения комплексных контрактов, особенно когда речь идет о крупных объектах, таких как школы, поликлиники и прочее. Недавно поднимался вопрос о том, чтобы объявлять конкурсы не только на строительные работы, но и сразу на проектирование, геологоразведку и даже последующую эксплуатацию - все одним лотом, то есть тренд последнего времени (до февраля нынешнего года) заключался в укрупнении контрактов.
Как рассказал корреспонденту "РГ" руководитель АНО "Центр защиты бизнеса СК" Сергей Владимиров, одной из причин тому стал федеральный закон № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который он считает самым коррупциогенным в стране.
- Многие чиновники, работающие с ним, попадают в тюрьму, так как закон крайне сложный, имеет много нюансов и подводных камней. И логика здесь такая: чем меньше проводить госзакупок, тем меньше среди них окажется проблемных. Отсюда и стремление к укрупнению. Однако нет ничего хуже, чем строительство, где начинает работу один подрядчик, продолжает второй, за ним - третий и так далее. У компаний разные подходы к работе, поэтому, когда на объект приходит новый застройщик, он говорит: "Проще разобрать, что есть, и начать строить заново", - отметил Сергей Владимиров.
У крупных строительных компаний есть собственные проектные институты, которые способны вести работу на всех этапах, оперативно вносить изменения, исходя из новых данных, вести авторский надзор. К тому же на последующих стадиях строительства могут вскрыться ошибки предыдущих, но контракт, если он разбит на несколько лотов, к тому моменту уже будет выполнен и оплачен. Придется на те же работы снова разыгрывать тендер. А это, по словам эксперта, только затормозит процесс. Тут можно провести такую аналогию. Человек, решивший купить автомобиль, вряд ли будет заказывать отдельно двигатель, колеса, кузов - и все из разных стран. Он приобретет все целиком и будет знать, кому предъявлять претензии, если возникнут проблемы.
- Однако в конце февраля тенденции на этом рынке поменялись, так как изменилась ситуация. Роль государственных органов значительно возросла, - продолжает Сергей Владимиров. - Во время сильной турбулентности, быстрого и не всегда предсказуемого изменения цен заказчик работ старается все максимально контролировать. Ведь если у компании, выигравшей крупный контракт, появятся серьезные трудности, то проблемы сразу возникнут и с проектированием, и со строительством, и со всеми остальными этапами, то есть губернатор выдвинул свое предложение исходя из текущей ситуации, предполагаю, что после нормализации положения на рынке прежние (дофевральские) тенденции могут вернуться.
Эксперт подчеркнул, что разбивка контрактов на отдельные лоты сильно повысит административную нагрузку на заказчика, однако в нынешней ситуации, вероятно, это правильное решение, хотя все понимают, что оно временное.
По словам Алексея Дроздова, управляющего партнера компании Incepta Group, разрабатывающей единую платформу для управления строительством, в первую очередь нужно разобраться, из-за чего возникают проблемы с качеством и сроками строительства.
- Как правило, они закладываются в контракт уже на старте работы, если тендер выигрывает компания, решившая демпинговать и предложившая цену ниже реальной себестоимости работ. Так происходит, если нет антидемпинг отсечения. Подрядчик также может неправильно рассчитать оферту. Например, если в проект заложено использование импортных материалов или оборудования, это способно привести к увеличению сроков исполнения контракта и повышению требований к квалификации команды подрядчика ввиду вынужденной и срочной замены материалов на доступные аналоги и согласования этой замены с заказчиком, - уверен Дроздов.
Часть проблем решается вливанием средств, дополнительной мобилизацией, удешевлением технологий и рабочей силы. Что касается предложения губернатора Ставропольского края, то, считает эксперт, многое зависит от того, что вообще подразумевается под дроблением лота. То ли оно касается строительства отдельных подобъектов, то ли функционального разделения по видам работ. Если речь идет о последнем, когда один подрядчик проводит земляные работы, другой - бетонные, третий занимается монтажом металлоконструкций, четвертый проводит электрику, то это может привести к еще большим нарушениям сроков, потере качества, размыванию ответственности. "Как говорится, коней на переправе не меняют", - подчеркнул Дроздов.
По словам эксперта, негативные последствия дробления лотов также могут быть вызваны сложностью быстрой оценки незавершенного производства, проблемами с механизмом передачи объекта другой компании и технологией учета и передачи (продажи) закупленных материалов и оборудования предыдущим подрядчиком новому, разрывом ответственности за стык-монтаж между разными исполнителями, несвоевременной комплектацией и закупкой новым подрядчиком оборудования, нарушением сезонности и прочим.
- В идеале подрядчики должны становиться партнером заказчика на долгий период. А партнеров стоит выбирать тщательнее, особенно когда речь идет о национальных проектах, - добавил эксперт.