07.06.2022 18:30
    Поделиться

    Как сделать внутренний туризм по-настоящему качественным

    О деньгах, которые привезут с собой туристы со всех концов страны, мечтают в каждом городе. Конкурировать за приезжих в теории готовы все муниципалитеты, вот только на практике пока сделано не все. С чего начать, "РГ" рассказала Елена Воротникова, специалист по развитию туристских территорий:
    Памятник лабораторной мыши (мышь, вяжущая ДНК) стал символом новосибирского Академгородка. Жаль, пока не все туристы могут добраться до этой достопримечательности.
    Памятник лабораторной мыши (мышь, вяжущая ДНК) стал символом новосибирского Академгородка. Жаль, пока не все туристы могут добраться до этой достопримечательности. / Александр Кряжев/ РИА Новости

    - Сейчас местные власти имеют прекрасную возможность раскрыть потенциал российских городов как туристических центров. Есть ряд общих задач.

    Во-первых, необходимо повсеместно создавать и объединять сообщества гидов-экскурсоводов и обучать их по современным стандартам. Например, очень важно развивать формат индивидуального сопровождения, так называемый "друг на день" - это очень востребованная практика. Люди приезжают на выходные в тот же Красноярск или Томск, но понятия не имеют, куда им пойти, где по-настоящему интересные места, кто может рассказать особенные истории об этих улицах. Конечно, в последнее время мы видим всплеск спроса на индивидуальные экскурсии, гиды размещают информацию о своих услугах на сайтах, в соцсетях и на турагрегаторах. Но туристы не всегда понимают, где можно найти информацию, и не всегда получают действительно качественные услуги. Сегодня городскому гиду, с одной стороны, нужно выходить за рамки экскурсии "по учебнику", с другой - не лениться осваивать информацию глубоко и разносторонне, а также интересоваться потребностями конкретных туристов. Для подготовки гидов нужны со-временные центры, в которых должны работать специалисты из разных областей и обязательно практики.

    Во-вторых, нужно создавать не точечные достопримечательности, а целые пространства с понятной навигацией, с возможностями для индивидуальных туристических прогулок. Сегодня, приезжая в город, турист зачастую остается наедине с собой - ни доступных карт или буклетов, ни удобных и по-настоящему функциональных приложений.

    И, конечно, важно навести порядок. В сибирских городах есть очень интересные локации, но, как правило, наши достопримечательности, за исключением каких-то очевидных памятников, не ухожены, не обозначены.

    К тому же каждый город нужно уметь позиционировать, подавать информацию увлекательно. Например, бытует мнение, что Новосибирск - город молодой, а потому неинтересный. На самом же деле это ревущая история XX века, революционная во всех смыслах. Начиная от авангардной архитектуры и удивительных музейных экспонатов и заканчивая городскими легендами, большой наукой и духом сибирского рока.

    Да он и до революционных событий был очень современным городом. Например, уже в тогдашнем Ново-Николаевске были значимые проявления столь модного сегодня феминизма. Рассматривая старые домики, гости Новосибирска видят на них таблички с женскими фамилиями - дом Марии Жернаковой, дом Ефросиньи Верховой и так далее. У этих статусных дам были богатые мужья, но при этом они и сами вели, как сегодня говорят, бизнес. И отдельные дома, в которых они проживали, у них тоже были. Один московский купец, когда увидел все это воочию, написал в своих заметках примерно следующее: женщина в Сибири мужчине не раба, она ему товарищ. Эти женщины были образованными, очень хорошо одевались - недаром в Ново-Николаевске работал филиал московского магазина готового платья Фоменко, где продавалась весьма дорогая одежда по самым модным лекалам.

    Понемногу приходит понимание, что нужны совместные усилия местных властей, бизнеса, городского сообщества. Пока что развитие потенциала в основном идет в частном, локальном порядке. Например, улицы тихого центра Новосибирска хорошо осваивает бизнес: в старинных зданиях появляются весьма любопытные рестораны, кофейни. Они становятся точками притяжения. И это тоже очень важно.

    Был случай, когда участнице одной из бизнес-конференций, проходившей в Новосибирске, очень захотелось посмотреть на памятник лабораторной мышке. Женщина решила добраться до центра города, посчитав, что оттуда сможет пройтись до любой мало-мальски известной в Новосибирске скульптуры. Вот только никто не позаботился о том, чтобы обеспечить участников крупной конференции буклетами, картами, приложениями для гостей города, которые его масштабы и то представляют с трудом. В поисковике людям из других городов (да и новосибирцам тоже) сложно найти главный туристический портал Новосибирска, по которому можно было бы сориентироваться. В итоге отважная путешественница с удивлением обнаружила, что даже до центральной площади Ленина путь очень неблизкий.

    Таксист высадил гостью у оперного театра, даже не объяснив, что до заветного памятника с мышью на самом деле еще около 25 километров, что Академгородок - это прекрасный, но отдаленный район города. На улице февраль, мороз. Женщина на каблуках попыталась пройтись про наледи Красного проспекта, но быстро замерзла и устала. Только тогда она вбила в поисковик запрос "гиды Новосибирска", и первым в списке ей выскочил мой номер. Она позвонила со словами: "Елена, здравствуйте, спасите меня!"

    Я приехала и объяснила, что визит к "мышке" лучше отложить до завтра, проводила до ближайшего сувенирного магазинчика, а затем мы просто сели в небольшом баре и проговорили несколько часов. Этовсе, что ей было нужно на тот момент, и, поверьте, наша гостья узнала о городе гораздо больше, чем могла бы, самостоятельно бродя по ледяному тротуару.

    Но самое важное, это отдельная и постоянная работа для создания и продвижения уникального привлекательного образа того или иного города. Он должен вызывать любопытство, способствовать заинтересованности туристов. Образ должен быть объемным и убедительным. Ведь и в Томске не только деревянное зодчество, и Красноярск - это не только Столбы. Омск - тоже прекрасный город для того, чтобы провести там время.

    Елена Воротникова знает, как сделать город живым для экскурсантов. Фото: Предоставлено Еленой Воротниковой

    Кстати, Омск - это показательный пример. Сейчас в Омске прекрасный центр, отреставрировано множество интересных объектов, есть парки с ландшафтным дизайном, музеи с современными экспозициями, много храмов, прогулочных зон, атмосферные кафе с хорошей кухней. Омск можно смело рекомендовать для туризма выходного дня. Между тем у него остается репутация депрессивного, промышленного города. Все та же проблема - недостаточные, на мой взгляд, усилия для продвижения образа города, правильного позиционирования.

    В центре внимания

    Радует, что эти проблемы находятся в центре внимания и властей, и жителей, и креативного сообщества городов. Пространства городов становятся более гостеприимными, на глазах развиваются музейные технологии, улучшается сервис, появляются замечательные авторские экскурсии, разные мероприятия и в целом местная культура становится драйвером развития городских туристских территорий.

    Между тем

    В воронежском госуниверситете начались занятия по новой специальности - на базе вуза открылась школа экскурсоводов "Навигатор". Проект реализует региональный офис по развитию туризма и городской туристско-информационный центр на базе ВГУ. В первом потоке 106 слушателей - специалисты индустрии гостеприимства ожидают взрывного роста внутреннего туризма в России, поэтому срочно нужны квалифицированные кадры.

    - По статистике за апрель мы попадаем в топ-20 запросов. Сейчас есть тренд на короткие поездки по железной дороге или на автомобиле, поскольку по авиаперевозкам имеются определенные временные проблемы. Мы здесь находимся в идеальной позиции - рядом федеральная автотрасса на юг, Москва и Московская область с 30 миллионами активных, жаждущих путешествий жителей, - рассказал руководитель департамента администрации и торговли Воронежа Сергей Корчевников.

    Еще один повод заехать в Воронеж - 350-летие Петра I, которое будет отмечаться в текущем году. Воронежские власти обсуждают с коллегами из Санкт-Петербурга обмен мероприятиями и, соответственно, туристами.

    Музей-заповедникДивногорье — одна изглавных воронежскихдостопримечательностей.В Дивногорский монастырьв 1699 году заезжал Петр I —может быть, кто-тоиз дипломированных гидовсделает этот факт основойавторского маршрута. Фото: Игорь Филонов

    Запись в школу свободная, обучение бесплатное. Слушатели - молодые люди от 18 до 35 лет, больше половины - студенты того же ВГУ. Месячный курс обучения включает цикл видеоуроков, практические занятия, финальный интенсив и защиту проектов. Особенно интересна практика: будущие гиды под руководством профессионального экскурсовода посещают достопримечательности города и области, изучая их историю и другие интересные подробности. Успешно пройдя все этапы, слушатель получает сертификат гида-экскурсовода и возможность трудоустройства в воронежские турфирмы.

    - Внутренний туризм в России сейчас развивается все более активными темпами. Воронеж имеет значительный потенциал для развития культурно-познавательного, экологического, детского и молодежного туризма. Реализация новых проектов требует профессиональных кадров. Гидов в Воронеже хватает, но дипломированных среди них пока единицы, - отметила вице-мэр Воронежа Людмила Бородина.

    Подготовил Антон Валагин, Воронеж

    Поделиться