Однако также очевидно, что никто не собирается в одночасье "сносить" существующую систему высшего образования и возвращаться к "дореформенным" порядкам. Власти намерены последовательно и постепенно трансформировать образовательный процесс в стенах высших учебных заведений. И это решение является единственно верным в сложившейся ситуации.
Президент Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров заявил: "Те, кто уже поступили на бакалавриат, магистратуру, должны иметь право закончить эту программу по старой системе. А прием студентов в рамках новой системы следует производить не ранее 2023 - 2024 годов".
Что такое Болонский процесс? Рамка, призванная провести стандартизацию образовательного процесса не только в европейских вузах, но и в университетах других стран, присоединившихся к этому движению.
Многое, что несет в себе Болонская система - унификация уровней подготовки студентов, учет учебной нагрузки при помощи так называемых "зачетных единиц", взаимное признание пройденных курсов и дипломов и т.д. - способствует повышению качества высшего образования, образовательной мобильности и прозрачности работы вузов. Кстати, именно прозрачность системы высшего образования позволила продвинуться в решении еще одной важной задачи - обеспечить нацеленность образования на трудоустройство выпускников с учетом требований рынка.
Россия присоединилась к Болонскому процессу 20 лет назад. Целью было включить национальную систему высшего образования в общеевропейский образовательный процесс, повысить качество образования и преодолеть проблему несовместимости российских и западных дипломов. Важно помнить: в России на тот момент уже оформилось двухуровневое высшее образование - бакалавриат и магистратура, была и модульная система разработки учебных планов, и зачётные единицы и многое другое.
Однако сейчас, 20 лет спустя, мы можем сказать: успехи оказались довольно скромными и далекими от ожиданий. Мобильность российских студентов на европейском образовательном пространстве остается ограниченной, не удалось добиться высокого уровня интеграции российских вузов в сообщество европейских высших учебных заведений, по-прежнему есть большие сложности с признанием российских дипломов за рубежом.
Но зато появилось большое количество минусов, сопутствующих заимствованию чужих стандартов и подходов к высшему образованию. Так, кратно вырос объем бумажной работы - отчеты, переписывание образовательных программ под новые требования.
Большой проблемой стало принятие международных систем оценивания работы российских вузов, где большое значение отдается вузовской науке. Потому что в мире доминирует мнение, что вузы не только готовят кадры для работы в экономике, но и занимаются научными исследованиями, причем именно это является основным фактором их эффективности. Но такой акцент на науку объясним с точки зрения англосаксонской и вообще европейской практики: там не так широко распространены специализированные научные учреждения, поэтому исследования исторически концентрировались именно в университетах. Однако Россия получила от СССР в наследство развитую систему НИИ, в силу чего наука в вузах всегда имела вспомогательный характер по отношению к основной педагогической деятельности. Требование широкого развития науки в вузах привело к "задвоению" функции научных исследований. Ведь очевидно: вузам с этой задачей справляться сложнее, чем специализированным НИИ.
Еще одна большая проблема - публикации в зарубежных рейтинговых журналах. Многим российским ученым доступ к зарубежным публикациям, которые принимаются в зачет оценки эффективности работы вуза, практически закрыт. Как следствие, в России сформировался слой посредников, предлагающих организовать необходимые публикации - естественно, не бесплатно. Стоимость легко может превышать несколько десятков тысяч рублей.
Сегодня в связи с санкциями зарубежные научные журналы и вовсе становятся недоступными для российских ученых. Та же самая проблема, кстати, и с международными рейтингами вузов. Не заморозят ли участие в рейтингах для российских вузов вообще?
Резкий отказ от болонских стандартов повлечет за собой ощутимые сбои в организации учебного процесса. Потребуется на некоторое время существенно увеличить нагрузку на преподавателей и методистов, параллельно пытаясь "перекроить" финансовые планы.
Резкая реформа ударит не только по преподавателям, но и по студентам, и по родителям абитуриентов, которые годами готовят детей к поступлению в определенный вуз на конкретную специальность. Стремительный отказ от Болонской системы способен разом "обнулить" результаты этих упорных усилий. Наконец, работодатели в массе своей уже успели адаптироваться к новым образовательным стандартам. Они ищут в первую очередь бакалавров и выпускников колледжей со средним специальным образованием.
Что нужно? Сейчас одна из ключевых задач - адаптация системы высшего образования под текущие потребности нашей страны. В первую очередь, это повышение гибкости высшего образования, отказ от ненужного формализма, перегружающего преподавателей бумажной работой, реформа системы оценки работы вузов и их сотрудников, а также выработка новых подходов к подготовке специалистов в критически важных областях.
Особняком стоит вопрос аспирантуры, научных школ и научно-педагогических кадров для самой системы образования. Безусловно, в фокусе - студент, но качество самого образования зависит от "производственных мощностей" университета: от мотивации, профессионализма и уровня квалификации преподавателей. Об этом нельзя забывать ни в коем случае.
Нужно предусмотреть введение нескольких категорий преподавателей и дифференцированные требования к ним. Так, к тем, кто ведет обучение по общеобразовательным дисциплинам и стандартным программам, необходимо снизить требования по научно-исследовательской деятельности. Но их коллеги, преподающие на старших курсах по специализированным предметам, напротив, должны иметь ученые степени и опыт исследовательской работы. К преподавателям, ведущим обучение по "продвинутым" и углубленным предметам, необходимо снизить требования в части педагогической нагрузки, но им необходим исследовательский опыт и опыт работы в соответствующей сфере. Все это позволит разрядить обстановку в преподавательской среде и резко повысит качество обучения.
Главная проблема, стоящая в настоящее время перед страной, - это последовательно на протяжении многих лет проводимая недружественными странами гуманитарная диверсия в виде "утечки мозгов" в результате упрощения получения трудовой визы и создания рабочих мест для специалистов высокого уровня, особенно в области космических технологий, кибербезопасности, перспективных технологий и компьютерных систем, искусственного интеллекта, разработки ракетных двигателей и т.д.
Считаю, что необходимо создать список стратегически значимых для Рос-сии специальностей и установить жёсткую привязку этого перечня и числа бюджетных мест в вузах к потребностям экономики. Студенты-бюджетники должны готовиться не "в пустоту", а строго под определенные государством задачи с привязкой к конкретным рабочим местам. Это требует, в том числе, и пересмотра установившейся во многих учебных заведениях системы прохождения практики, которая зачастую носит чисто формальный характер.
Нужно правило: студенты, получившие образование за счет бюджета, должны отработать вложенные государством средства по распределению в течение, например, 3-5 лет. На некоторое время необходимо предусмотреть запрет на платное обучение по стратегически значимым для России специальностям, а также отказ от приема на обучение студентов из списка недружественных стран.
Требуется также процедура мониторинга карьерной траектории выпускника по приоритетной специальности. Перечень решаемых задач и оплата труда должны мотивировать на работу в своей стране, а не за рубежом.
Если наши обязательства в части внедрения Болонского процесса вредят российскому образованию и интересам страны, от них следует без сожаления отказаться. Однако процесс отказа должен быть продуманным и не одномоментным.