Гоголевский триптих составили две петербургские повести - "Шинель", "Записки сумасшедшего" и "Повесть о капитане Копейкине" из "Мертвых душ". Все они рассказывают истории "маленького человека", который не выдерживает противостояния с равнодушным и жестоким миром.
Например, Башмачкин - жалкий слизняк, потерявший раковину-шинель. Одно из десятка кукольных воплощений этого персонажа действительно лишено рук и ног, ползает, подобно червю или слизню. А вот умрет, "сыграет в ящик", уже не слизень - человек, и сделает это очень по-человечески. В роли Акакия Акакиевича заслуженный артист России Герман Варфоломеев. Игорь Казаков лишил "Шинель" мистического финала с загробной местью Башмачкина обидчикам: умер и умер, ящик захлопнулся.
В "Повести о капитане Копейкине" тоже нет в конце реванша, разбойничьего продолжения истории. Актер Валерий Полянсков и его постоянно теряющий руки и ноги Копейкин успеют побороться за свои права, насладиться ужином и балетом - и сгинут так же, как и несчастный Акакий.
- Не суть важно, стал Акакий привидением или нет, его не стало в Петербурге, и этого никто не заметил. Как никто не заметил исчезновение Копейкина и уж тем более Поприщина, который канул в Лету, - объясняет режиссер.
Герой третьей повести, Поприщин, предстанет перед нами человеком любящим и мечтающим. Актер Александр Шишкин в окружении страшных морд и забавных собачек погружается в безумие своего персонажа, лишь в самом конце встречаясь с его кукольным альтер эго. Это одновременно самая забавная и самая страшная часть спектакля. Подкорректировав финалы, в остальном режиссер остался верен гоголевскому тексту, но был очень изобретателен в поиске выразительных средств, возможных именно в кукольном театре. Персонажи меняют формы и размеры, мысли и мечты воплощаются в зримые образы, у кукол, изготовленных из силикона, на лицах отражаются эмоции. А город и шире - мир - предстает огромным шкафом, в котором похоронено множество скелетов, тайн и надежд. Знаменитый Нос то и дело снует по сцене, кажется, только ему комфортно в этом черно-белом пространстве. В самом деле, не стоило ждать легкого зрелища, отправляясь на "Шинель" и "Записки сумасшедшего"! "Гоголь. Триптих" в Екатеринбургском театре кукол рассчитан на зрителей старше 16 лет.
- В силу стереотипов мы привыкли воспринимать кукольный театр как место, где выступают Степашка и Хрюша. На самом деле это глубокий поэтический, метафорический язык. В этом театре можно ставить все - от "Дон Жуана" до Чехова. С нашим отношением к Гоголю тоже связана масса стереотипов - его воспринимают или в духе советского фильма "Ночь перед Рождеством", или в рамках школьной программы. Но это страшный, трешевый автор, - рассуждает Игорь Казаков.
- Мне кажется, работа очень мощная. До определенного момента я вообще сидел и не мог выдохнуть, - делится первым впечатлением от спектакля директор Екатеринбургского кукольного театра Петр Стражников. - За Игорем Казаковым, за его работами, показанными на фестивалях, мы наблюдаем давно. Это самобытный и талантливый человек!
Российско-белорусское творческое содружество воплощается на сцене Екатеринбургского кукольного не впервые: спектакль "Ромео и Джульетта" режиссера Олега Жюгжды собрал в свое время целый букет премий и званий. В планах на будущий год еще одна коллаборация уральского театра с Игорем Казаковым, и это, скорее всего, будет детский спектакль.