08.06.2022 10:58
    Поделиться

    Новая книга о разведке создана кистью художника и пером журналиста

    У новинки, презентация которой прошла в субботу на книжном фестивале "Красная площадь", своя история. Народный художник России Никас Сафронов нарисовал 32 портрета разведчиков, в основном нелегалов.
    Герой России Леонид Романович Квасников (1905-1933).
    Герой России Леонид Романович Квасников (1905-1933). / Никас Сафронов / из книги Николая Долгополова "Легально о нелегальном"

    Все работы выполнены в единой лаконичной манере. Она отражает самые характерные черты человека. Как-то мы встретились на выставке и решили попробовать: что если портрет будет обрамлен не только рамкой, но и рассказом о главном, разведчиком совершенном. В "Молодой гвардии" проект доброжелательно приняли. Тем более что в конце июня отмечается 100-летие отечественной нелегальной разведки. Так появилась книга "Легально о нелегальном".

    Провидец со станции Узловая

    Герой России Леонид Романович Квасников (1905-1933).

    Именно будущий Герой России Леонид Романович Квасников еще перед войной огорошил наркома Берию личным письменным обращением: "За границей ведутся работы в области возможного использования атомной энергии в военных целях".

    Квасников - по существу, основатель нашей научно-технической разведки, один из тех, кто придумал название успешнейшей операции по добыче атомных секретов - "Энормоз", что в переводе значит огромнейший, грандиозный. В обход того же Берии предложил срочно заняться созданием собственного атомного потенциала на территории Советского Союза. Подобной структуры в СССР не было. Благодаря напору скромного интеллигента в очках в труднейшем для страны октябре 1942 года ее все же создали: Сталин поверил донесениям разведки. Вскоре резидент Квасников уже добывал информацию в США. Бил тревогу: до создания атомной бомбы американцами времени осталось совсем немного. Вернувшись в Москву, лично докладывал все добытые данные руководителю атомного проекта Игорю Курчатову.

    Провидец с маленькой железнодорожной станции Узловая настолько хорошо вошел в курс дела, что иногда говорил: "Я мог бы и сам попробовать собрать атомную бомбу. Полученной информации хватает".

    Когда мир попал в цейтнот

    Герой России Александр Семенович Феклисов (1914-2007). Фото: Никас Сафронов / из книги Николая Долгополова "Легально о нелегальном"

    Герой России Александр Семенович Феклисов (1914-2007).

    Александр Феклисов главный в жизни подвиг совершил в октябре 1962 года. Наши ракеты на Кубе, американские - в турецком Измире: Карибский кризис виделся неразрешимым, война - неизбежной. Советское посольство в США работало круглосуточно. Но уже мало что оставалось во власти хитроумной дипломатии. Мир попал в цейтнот.

    И на мировой арене появился резидент внешней разведки в Вашингтоне Александр Феклисов. Он сумел убедить знаменитого американского журналиста Джона Скали, близкого к клану Кеннеди, что если их войска высадятся на Кубе, советские танки войдут в Западный Берлин. Тот испугался неожиданной угрозы и моментально сообщил о ней брату президента Роберту. Вскоре Скали вернулся с устным заверением президента Кеннеди: русские убирают ракеты с Кубы, американцы на нее не нападают. Феклисов передал шифровку в Москву. Хрущев предложение Кеннеди принял. Мы все живем и сегодня в нашем тревожном мире. Спасибо за это, дорогой Александр Семенович.

    Чернорабочий разведки

    Герой России Анатолий Антонович Яцков (1913-1993).

    Герой России Анатолий АнтоновичЯцков (1913-1993). Фото: Никас Сафронов / из книги Николая Долгополова "Легально о нелегальном"

    Готовили Яцкова для работы в Париже, он грыз французский, изучал Францию. Но в 1940-м немцы фактически за 40 дней захватили страну. О том, что отправляют в США под крышу генконсульства, Анатолий узнал за два месяца до начала командировки. Учил английский на ходу, да и что тут выучишь. Был Яцков парнем не из стеснительных. Если что, просил объяснить, переспрашивал. И волей-неволей заговорил по-английски.

    И как без этого работать с друзьями. Так разведчики называли своих агентов. А их на связи у Яцкова было пятеро. Среди них выдающийся немецкий физик-антифашист Фукс, бежавший от Гитлера. Остальные - участники Манхэттенского проекта, представлявшие атомную информацию.

    Случались и фантастические удачи. После невнятного разговора с невзрачным посетителем, зашедшим в консульство, в руки Яцкову попал "случайно" забытый им плотный пакет. В нем совершенно секретные материалы по атомному проекту.

    Анатолий Антонович о своих связях говорил скупо. Выделял лишь будущих Героев России Морриса и Лону Коэн. Именно Лона, по мнению Яцкова, рисковала больше всех. Это ей приходилось совершать поездки в Альбукерк, где агент, он же друг "Млад", трудившийся в атомной лаборатории Лос-Аламоса, передавал ей густо исписанные тоненькие листы. Их уже ждал Яцков, моментально отправлявший драгоценные, с величайшим риском добытые, сведения в московский Центр.

    Любовь на глазах у Берии

    Исхак Абдулович Ахмеров (1901-1976).

    Исхак Абдулович Ахмеров(1901-1976). Фото: Никас Сафронов / из книги Николая Долгополова "Легально о нелегальном"

    Разведчик-нелегал Ахмеров совершил почти невозможное. Помог частично перевернуть ход предвоенных событий. И женился на американке.

    Сын татарина-скорняка в совершенстве владел многими языками. Работал в "особых условиях" в Турции, в Китае. С 1935-го - в США. Среди им завербованных - сотрудники госдепартамента, министерства финансов и даже офицеры спецслужб.

    Но нежданно нагрянула любовь. Американка под оперативным псевдонимом "Таня" работала на нас. Стала надежным связником Ахмерова, что вызывало восхищение в резидентуре. Но только до тех пор, пока Исхак не испросил разрешения на женитьбу. Неслыханное в ту довоенную пору дело: брак с иностранкой. И разведчика отправили в Москву. Здесь Берия пригрозил влюбленным страшными карами. Пока не выяснилось, что дядю "Тани" - генсека компартии США - уважал сам Сталин. И Ахмерова простили. Сделав, правда, невыездным и переведя в стажеры.

    Но и сидя в Москве, стажер участвовал в разработке операции "Снег". Подготовленный им сотрудник встретился в США с важным чиновником, с которым Ахмеров познакомился еще в Китае. И переданную ему просьбу своего приятеля по Китаю выполнил. Довел информацию до министра, а тот уже и до президента Рузвельта. Переданное извилистым путем пожелание, быть может, изменило стратегическую расстановку сил в уже разгоравшейся Второй мировой войне.

    Первый Герой

    Герой Советского Союза Владимир Ильич Горовой (родился в 1932-м).

    Герой Советского Союза ВладимирИльич Горовой (родился в 1932-м). Фото: Никас Сафронов / из книги Николая Долгополова "Легально о нелегальном"

    Владимир Горовой - единственный из ныне здравствующих персонажей этой книги. 13 ноября 2022 года отметит 90-летие. Он первый из всех послевоенных представителей внешней разведки, удостоенный закрытым указом от 21 декабря 1973-го Золотой Звезды Героя. А узнал об этом в 1974-м, приехав в отпуск из США.

    Юрий Владимирович Андропов достал награду из личного сейфа, поздравил ошеломленного Горового с присвоением звания Героя. И снова спрятал коробочку со словами: "Посмотрел? Ну и хорошо. Давай сюда. До тех пор пока ты работаешь по этому делу, да еще там, все это будет лежать в моем сейфе. Когда окончательно завершишь свою работу, тогда свою Звезду и получишь".

    Получил Горовой награду лишь через несколько лет, хотя официальной церемонии не было. Добро на ношение Звезды пришло недавно. А разрешение первой поведать о Герое Советского Союза Владимире Ильиче Горовом "Российская газета" получила почти полвека спустя.

    Почему высочайшая секретность? Формулировка указа довольно расплывчата: за выполнение сложнейшего задания в США, в результате которого советская разведка получила строго секретные данные. Пока можно написать, что благодаря долгой и рисковой работе Владимира Горового с неким важным источником в Москве многое знали о планах американцев. Почему-то думаю, что все же придет время рассказать обо всем этом более подробно.

    Поделиться