Андрей Картаполов, председатель Комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник, ранее занимал должность замминистра обороны России:
- На Украине после окончания военной спецоперации возможны различные варианты с размещением там миротворцев. Пока идет спецоперация, в миротворческом контингенте Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на Украине нет необходимости. Сама обстановка не позволяет этого сделать. Поэтому до тех пор, пока продолжается специальная военная операция, никакие миротворцы там, конечно, не появятся. А она будет продолжаться, пока не будут все задачи решены. На постконфликтном этапе урегулирования возможны разные варианты.
Игорь Коротченко, военный эксперт, главный редактор журнала "Национальная оборона" (цитата по РИА Новости):
- Германия не имеет большого желания поставлять танки и другое тяжелое вооружение Украине не только по причине возможных ответных действий России в энергетической сфере, но и из-за неэффективного использования уже поставленных образцов западного вооружения. В конце мая глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что в Киеве "мечтают" о немецких танках Leopard, но пока "и близко не подошли" к их получению. Впоследствии издание Spiegel со ссылкой на источники в немецком правительстве сообщило, что Германия отказывается поставлять Украине танки, так как опасается, что Киев может задействовать немецкую технику при попытке вторжения в Россию, а это станет напоминанием о Великой Отечественной войне.
Берлин в первую очередь не хочет переходить определенные "красные линии", понимая, что это будет чревато еще большим разрывом отношений с Москвой и возможными ответными действиями России, которые могут критично повлиять на энергобезопасность Германии.
Во-вторых, ограничением для поставки вооружений из Германии является возможность потери указанной техники, так как до сих пор Вооруженные силы Украины неэффективно используют западные вооружения. Вызывают вопросы также сроки и качество освоения немецких танков украинскими военнослужащими. Танк является коллективным оружием: его применяет экипаж из нескольких человек, что требует высокой слаженности и координации действий. Кроме того, сама техника Украине незнакома. В приемлемые сроки быстро и эффективно обучить достаточное количество украинских военнослужащих не представляется возможным. Весь предшествующий опыт показал, что, несмотря на трехмесячный пакет массированных военно-технических поставок, Украина пока не смогла эффективно использовать поставленное западное оружие.
Алексей Леонков, военный эксперт (цитата по РИА Новости):
- Оборона, которая выстроена вооруженными силами Украины вдоль линии боевого соприкосновения на Донбассе, начинает давать трещину. Заканчиваются квалифицированные военнослужащие, которых готовили для войны с Россией, а контингент, прибывающий из состава батальонов территориальной обороны и мобилизованных, внести существенный вклад не может. Потому неудивительно, что во второй линии за резервистами выставлены заградотряды из националистических батальонов, которые уже годами находятся в Донбассе. Но их берегут, они не вступают в прямые боевые столкновения, а если вступают - терпят поражения. Выбранная Киевом тактика - массово направлять на передовую мало обученных резервистов для задержки наступления союзной армии. Но наступление продолжается, а украинские потери растут в разы больше тех 100 погибающих в день, о которых говорит Зеленский.
Такой тактикой Киев пытается выиграть время для создания оборонительного укрепрайона в Краматорской-Славянской городской агломерации, пытаясь превратить эти города в подобие Мариуполя. Задача - сдержать союзные войска РФ и республик Донбасса на пути к левому берегу Днепра. Но даже в прессе США, ЕС, Великобритании уже неделю как обсуждают неспособность Украины выиграть в войне. И вооружение, поступающее на Украину, уже не может внести существенных изменений.