08.06.2022 14:35
Поделиться

Что поможет избежать аварийных ситуаций с участием самокатчиков и велосипедистов

Целая серия ДТП с участием самокатчиков и велосипедистов произошла в Петербурге в первых числах июня.

Прямо в День защиты детей выезжающий из двора Mercedes наехал на восьмилетнюю девочку, ехавшую на самокате по тротуару. На следующий день в полдень самокатчик сбил 62-летнюю женщину, а несколькими часами позже пожилая женщина на электросамокате повредила правое крыло припаркованного автомобиля. Девочка и пенсионерка доставлены в больницу, обе выздоравливают.

По данным Главного управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в прошлом году на дорогах города погибли восемь человек и еще 313 получили ранения. Как пояснил начальник Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения генерал-майор полиции Алексей Семенов, 42 процента столкновений происходит по вине водителей транспортных средств, 58 - из-за нарушений правил дорожного движения любителями двухколесного "коня".

- У нас в целом низкая культура вождения, - считает член Северо-западной ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры "Пошли-поехали" Вячеслав Воронков. - Водители, велосипедисты и самокатчики никак не учитывают интересы и права ни друг друга, ни пешеходов.

По его мнению, особенно "хороши" автомобилисты: они "выдавливают" велосипедистов с проезжей части, не пропускают пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах и при поворотах, устраивают гонки во дворах.

Если на дороге велосипедиста не любят водители, то на тротуаре - пешеходы. Больше всего недовольства направлено в адрес доставщиков продуктов питания и других товаров, предпочитающих передвигаться по городу на велосипедах или самокатах.

- В основном аварийные ситуации возникают по вине курьеров, - говорит Вячеслав Воронков.

Поскольку велосипед не отнесен к категории транспортных средств, на управление которым нужно получать специальные права, то "изучение" ПДД обычно происходит сразу на практике. Причем к ней, как правило, переходят без экзаменов. Как сообщили в ГУ МВД по Санкт-Петербургу, руководители компаний служб доставки, задействующих велокурьеров, никогда не обращались в ведомство по вопросам обучения безопасности дорожного движения для велосипедистов или проведения консультаций.

Тем не менее о размерах штрафов, прописанных специально для велосипедистов и водителей мопедов, нарушающих правила движения, в компаниях доставки знают. Суммы не велики - от 800 до полутора тысяч рублей. Но при желании любой пешеход, пострадавший от велосипедиста, или свидетель инцидента может сообщить об этом в ОВД и восстановить хотя бы моральную справедливость.

Что же касается электросамокатчиков, то с юридической точки зрения они приравниваются к пешеходам. И разбор дорожной неприятности возможен только, если транспорт принадлежит кикшеринг-компании. Согласно специальному соглашению, подписанному комитетом по транспорту Петербурга и представителями сервисов аренды, электросамокатчики должны соблюдать целый ряд скоростных, возрастных и территориальных ограничений. Значит, могут понести наказание.

Кстати, с июня в Петербурге заработал специальный Telegram-бот "Самокаты в СПб" @Andminsamokatov_bot. С его помощью можно сообщить о нарушителях правил пользования электросамокатами, включая опасную езду и парковку в неположенных местах.

С недавнего времени в городе появились еще и велопатрульные отряды, которые организовал сервис доставки готовой еды и продуктов питания. В их задачу входит помощь при сложных ситуациях на дороге.

- Они могут проконсультировать курьеров по вопросам ПДД, выдать брошюру с полезной информацией, помочь с мелким ремонтом, - прокомментировали в пресс-службе Delivery Club. - У каждого из них есть велоаптечка.

Но, по мнению Вячеслава Воронкова, в корне изменить ситуацию поможет только обязательное обучение ПДД вообще всех граждан.

- Нужно ввести программу для общеобразовательных учебных заведений с первого по девятый класс с обязательной итоговой аттестацией в четвертом и девятом классах, - говорит он. - Без этого не допускать к обучению в автошколе. А в случае ДТП нужно ввести самостоятельную оплату понесенного физического ущерба.

Впрочем, в городской администрации стараются решить этот вопрос за счет увеличения велосипедных дорожек. Как пояснили в Городском центре управления парковками, сейчас для двухколесных доступно 37 маршрутов общей протяженностью 133,2 километра. Нынче к ним добавится еще девять, а к 2030 году цифра должна увеличиться до 300 километров. Кроме того, прорабатывается возможность создания велоинфраструктуры в зонах платной автопарковки.

Правда, велосипедистов на дорогах становится все больше, даже без учета доставщиков продуктов. Люди используют велосипед в качестве транспорта "первой и последней мили" для удобства передвижения от дома или работы до остановок общественного транспорта или метрополитена. Это существенно сокращает время на дорогу. Тем более что велошеринг в Петербурге тоже активно развивается.