Нынешний сезон тоже начался активно. Наступление планируется практически по всем фронтам одновременно: ремонт проезжей части, съездов с федеральных трасс, подъездов к соцобъектам, установка весогабаритных пунктов, ремонт мостов и сопутствующее обустройство пешеходных переходов и придорожной инфраструктуры. Запланировано привести в порядок 251 километр региональных трасс и 49 - агломерации, куда входят Курган и пригородное село Кетово. На эти цели в дорожном фонде предусмотрено более 8,4 миллиарда рублей, в том числе по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" (БКД) - 5,2 миллиарда. Всего по БКД ремонт проведут на 50 объектах: 45 дорогах и пяти мостовых сооружениях. В итоге нормативное состояние региональной дорожной сети превысит 41 процент, а в агломерации - 68.
Для выполнения такого огромного объема работ нужны рабочие руки. С этим в регионе в последние годы были проблемы: большинство контрактов в дорожной отрасли выигрывали крупные иногородние компании, а местные уезжали на заработки в другие регионы. Чтобы изменить ситуацию, в этом году в регионе объединили несколько дорожных предприятий: одно крупное способно выдержать конкуренцию и выиграть федеральные и областные торги. Тактика себя оправдала: по данным регионального департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ, нынче на дорогах Зауралья работают только две иногородние организации. Примечательно, что теперь компании, которые заходят в регион, регистрируются в Курганской области, так что налоги остаются в субъекте. Правда, у местных подрядчиков нет специалистов по ремонту мостов - их приходится привлекать со стороны.
В корне изменился подход к качеству работ. В департаменте подчеркивают: в этом году все улицы и трассы, где ведутся работы по БКД, будут отремонтированы с использованием новых технологий и материалов, например щебеночно-мастичного асфальтобетона. Такое покрытие обладает высокой износостойкостью, а значит, будет служить долго, кроме того, снизится уровень шума при движении транспорта и аварийность, так как улучшится сцепление шин с поверхностью дороги. Для горизонтальной разметки применяется холодный пластик. Процесс трудоемкий - материал наносится ручным способом, но зато качество значительно выше, чем при использовании краски: длительный срок службы, светоотражение даже в непогоду, устойчивость к температурным перепадам.
- Доля контрактов с использованием современных решений - один из ключевых показателей нацпроекта. В Курганской области этот показатель ежегодно достигает ста процентов, - отчитывается директор департамента Ирина Саблукова.
В этом году в Зауралье также собираются установить на оживленных региональных трассах три автоматических пункта весогабаритного контроля. Помимо этого власти Кургана предложили оборудовать еще три аналогичных системы на городских дорогах за счет дорожного фонда. Не секрет, что большегрузы, пытаясь объехать посты контроля на федеральных трассах, двигаются по региональным и местным. Разрушенные магистрали восстанавливали преимущественно местные дорожные предприятия в рамках своих гарантийных обязательств. Но теперь беспечная жизнь недобросовестных перевозчиков, похоже, закончилась: автоматические комплексы не только оценят все параметры фуры, но и посчитают сумму штрафа в случае перегруза.
Чтобы масштабные планы были реализованы, заказчикам предстоит строго контролировать подрядчиков, в случае нарушения сроков и качества штрафовать, заставлять переделывать за свой счет, даже расторгать договоры. Не везде местные власти этим занимаются, хотя случаев ненадлежащего исполнения контрактов немало. На днях, к примеру, в Сети появилось видео про "золотую дорогу" в Белозерском районе: на нее потратили миллионы, а через год асфальт уже "поплыл". Заказчик на это "кино" отреагировал быстро: проведен осмотр участка, составлен акт о выявлении дефектов, ведется работа с подрядчиком, сообщили чиновники в комментарии к видеоролику.
Марат Хуснуллин, заместитель председателя правительства РФ:
- Основная цель пятилетнего плана - обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов РФ. Благодаря этой программе мы увеличим скорость перемещения по всей опорной сети дорог, что станет дополнительным импульсом для развития экономики, при этом значительно снизится аварийность на дорогах. Кроме того, в результате реализации комплексной программы мы получим более трех триллионов рублей только налоговых поступлений, а также создадим стабильный спрос на металлопродукцию, строительные материалы и технику.