Разработчики промышленных роботов на Урале стали занимать ниши импорта

До 90 процентов промышленных роботов, установленных на российских предприятиях, собраны за границей. Сейчас перед большинством их владельцев встала проблема обслуживания. Но встречу с представителями реального сектора исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники

(НАУРР) Ольга Мудрова начала с призыва: "То, что в России не делают роботов, - самое большое заблуждение. Готовы ли вы их использовать и дать отрасли стимул?"

Ольга, почему отечественных производителей знают хуже, чем японских, немецких?

Ольга Мудрова: Промышленные роботы в России по-прежнему внедряются слабо. Большинство производственников сконцентрировано на решении текущих операционных задач и просто не успевает отслеживать все новинки, просчитывать, насколько им выгодны современные средства модернизации. Тем не менее, по данным за 2021 год, количество крупных интеграторов в России, которые реализуют проекты автоматизации производственных процессов на базе промышленных роботов выросло в два раза. Это значит, что роботизация в стране пошла быстрее. Мы рассчитываем, что интерес промышленников будет расти. Но пока у нас роботов на 10 тысяч работников в 10 раз меньше, чем в Японии и Корее.

В чем причина?

Ольга Мудрова: В стоимости проектов. Она достаточно высока, хотя и снижается год от года, поскольку технологии становятся стандартизированными - внедрять их проще и быстрее. Сейчас к роботизации присматривается не только крупный бизнес, интерес проявляют средние и малые предприятия. Однако не все собственники готовы потратить в среднем 120 тысяч евро сейчас, чтобы окупить затраты за пять лет: горизонт планирования у них существенно меньше.

Не все готовы потратить 120 тысяч евро сейчас, чтобы окупить затраты за пять лет

А может, дело в предвзятости?

Ольга Мудрова: И в ней тоже. Мало сказать: "Покупай отечественное!" - нужно показать технические возможности, рентабельность, эффективность. Fanuc, Kuka, Yaskawa, Kawasaki существуют почти 100 лет, а отечественные разработчики манипуляторов - максимум 15-20. Вопрос не в компетенциях, а в серийности, устойчивости производственного процесса и главное - в уровне гарантийного и постгарантийного обслуживания. Когда был налажен цикл поставок из-за рубежа, отечественные разработчики и производители искали уникальные ниши, брались за узкоспециализированные участки, где импортное оборудование использовать экономически нецелесообразно. Сейчас есть возможность пробовать силы и в серийных решениях.

Сколько в ассоциации российских производителей?

Ольга Мудрова: Всего в России компаний, которые выпускают роботов, около 40, а серийно - 5-6. Сильные производственные и конструкторские центры робототехники в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Магнитогорске и Новосибирске. Подтягиваются нефтегазовые регионы: это отдельное направление робототехники, требующее специфических устройств, программных продуктов.

Для IT-отрасли ввели серьезные преференции. Нужны ли они для робототехники?

Ольга Мудрова: Что первично для поддержки - спрос или предложение? Одна из позиций: дополнительные преференции не нужны, достаточно формировать больше заказов отечественным производителям, а они за счет количества внедряемых решений подтянутся и по техническим характеристикам, и по сервисному обслуживанию к уровню зарубежных вендоров. Вторая позиция: для робототехников нужны специальные меры поддержки. Мое мнение: должен быть стимулирующий комплекс мер, который заказчиков подтолкнет к модернизации, а производителей - к наращиванию мощностей.

Где сегодня высок уровень роботизации?

Ольга Мудрова: В металлообработке, автомобилестроении, с недавнего момента - в микроэлектронике и электронной промышленности, где нужна высокая точность. Подтягивается и пищепром, АПК, логистика. Из технологических операций самая популярная - роботизированная сварка. На нее в 2013-2021 годах пришлось 63 процента проектов автоматизации. Для сравнения: на перемещение - всего три процента, как и на механообработку, на работу со станком - шесть.

Рост спроса уже чувствуется?

Ольга Мудрова: Пока мало времени прошло: средний период внедрения робототехнического комплекса на производстве занимает 6-12 месяцев. Но производители ищут и новые ниши. Так, компания из Перми, известная как создатель сервисных роботов, в частности консультантов, встречающих посетителей в МФЦ Москвы и Екатеринбурга, с февраля в рамках импортозамещения работает над запросами на создание вендинг-автоматов и роботизированных грузовых платформ для склада.

Работали на японских сервоприводах, сейчас переходим на китайские - какое же это импортозамещение?

Ольга Мудрова: Нынешний период мы расцениваем как переходный. Не секрет, что в России производство компонентной базы отстает от отраслевых потребностей. Сейчас наша задача - пока формируются собственные производственные мощности, обеспечить исполнение действующих контрактов. В стране уже имеются компании, выпускающие сервоприводы, редукторы, их не так много, им нужно дать возможность вырасти, в том числе обеспечивая их заказами. Технологическая и техническая безопасность страны требуют, чтобы в любой отрасли были наработки, которые в случае необходимости можно быстро вывести в серию.