Сельский обряд войдет в тюменский реестр объектов культурного наследия

Если про обычную Радоницу, день поминовения ушедших родных, слышали многие, то Радоница по-лопазновски на слуху у избранных. Их круг невелик: чуть менее 600 жителей села Лопазное в Сладковском районе Тюменской области да несколько десятков представителей других регионов страны, ежегодно приезжающих поклониться предкам. С недавних пор христианским праздником интересуются Ярослава и Николай Мельниковы, фольклористы, преподаватели ДШИ "Этюд". Инициативу "Наше наследие" запустили при поддержке гранта областного департамента культуры в рамках регионального проекта "Творческие люди" нацпроекта "Культура".

Вместе с Домом народных художественных промыслов и ремесел энтузиасты готовят документы, чтобы включить лопазновский обряд в создающийся местный реестр объектов нематериального культурного наследия. Есть надежда зарегистрироваться и в федеральном каталоге. Для победы надо и мало, и много одновременно: доказать, что сельский праздник уникален и самобытен, подробно расшифровать интервью со старожилами, оформить по мотивам встреч лекции и снять фильмы.

Впервые в Лопазное Ярослава попала еще студенткой института культуры - на фольклорно-этнографическую практику послали фиксировать редкие песни, танцы, сказания. Среди "улова" оказалась Радоница. Через пару лет девушка поймала праздник в объектив фотоаппарата и видеокамеры. Теперь же, в Год культурного наследия народов России, решилась довести дело до официального признания локального торжества.

Оно и правда необычно. На девятый день после Пасхи лопазновцы готовят особые угощения, рано утром вывешивают на кресты рушники, расстилают на могилках скатерти - для трапезы. В полдень дружно идут на погост и трижды обходят его против солнца. Не стесняясь, мужики и бабы, парни и девки поют так, что слышно в соседних деревнях. Будто подчеркивают: это не день печали и скорби, а день великой радости.

- Лопазное было основано 36 семьями из Лопазны Мглинского уезда Черниговской губернии в конце XIX века (сейчас населенный пункт относится к Брянщине, с осени 2020 года поддерживает дружеские связи с потомками переселенцев. - Прим. ред.). Очень им понравились места, богатые рыбой и плодородными землями. Они и принесли в Сибирь этот обряд практически в неизменном виде. Спустя десятки лет люди собираются вместе, чтобы вспомнить родных, и верят, что ушедшие помогают живым, - рассказала Ярослава.

Идею фольклористов местные, кстати, восприняли с гордостью. Тюменские лопазновцы сохранили память о малой родине. Причем не только в виде праздника, но и словаря ("кросудня" в нем означает насест, а "целковуха" - глазунью), а также обращения к родителям исключительно на вы.

Между тем

Кроме лопазновской Радоницы в реестр объектов нематериального культурного наследия народов Тюменской области планируют внести урало-сибирскую борьбу на опоясках. В конце июля на праздновании дня рождения Тюмени горожанам продемонстрируют образец мужской состязательной культуры.