Мы стоим на смотровой площадке на вершине горы, и до горизонта под нами - запретная для посещений местность, первозданный темнохвойный лес, в том виде, каким он был тысячу лет назад. Большинство уральских лесов вырубили ради строительства заводов, выжгли для производства угля, а те, что сохранились, теперь охраняют от вторжения людей. Зато природоохранная зона заповедника, леса, выросшие за 300 лет после вырубки, хороши для туризма, сбора грибов и ягод. Пешеходные маршруты по этим местам были популярны в советское время, за десятилетия тропы заросли и исчезли. Теперь их хотят проложить заново.
- Когда мы думаем об этом, в голове начинают мелькать нолики. Во сколько такое обойдется? К тому же в штате заповедника 29 человек, в основном научные сотрудники и инспекторы. Что, нам с бухгалтером выходить на маршруты? - делится директор.
Предложение общественников взять на себя работу по актуализации туристической тропы оказалось очень кстати.
- Мы набираем в экспедицию несколько групп волонтеров. Предстоит пройти 52 километра - основной маршрут и отходящие от него радиальные выходы к точкам притяжения, - говорит соорганизатор группы автопутешественников "Уральские покатушки" Вячеслав Пестриков, инициатор акции.
Вся туристическая инфраструктура природоохранной зоны заповедника - полтора километра экологической тропы, визит-центр и гостевые домики на склоне Веселой горы, да еще смотровая площадка на ее вершине. Приятно и легко прогуляться по деревянному настилу, полюбоваться живописными видами. Путешествие по будущей велопешеходной тропе легким не будет, разве что на старте: начнется она от расположенной неподалеку пасеки "Благодать". Хозяева уже готовятся к наплыву гостей, хотят угощать их веселогорским медом, рассказывать о бортничестве и пасечном пчеловодстве. Потом туристам предстоит пройти через КПП заповедника и следовать вдоль границы Европы и Азии, по водоразделу рек Волжского и Обь-Иртышского бассейнов. Отходящие от основного радиальные треки позволят любителям походов подняться на вершины Веселых гор, например, на Старик-камень с самым большим курумником на Среднем Урале. Один из треков проложат к горе Оборотной, к месту крушения в 1942 году самолета Ли-2, в котором летел легендарный директор Воронежского авиационного завода Матвей Шенкман.
Волонтерам, отозвавшимся на призыв заповедника, выдают чек-листы - отмечать участки для расчистки, подходящие для стоянок поляны, родники. Если встретятся необычные деревья, красивые виды, бобровые плотины и прочие любопытные находки, информация о них тоже войдет в описание маршрута. На первом этапе вдоль пройденного участка нанесут временную разметку с помощью сигнальной ленты. Позже займутся расчисткой и маркировкой тропы, обустройством мест для стоянок и размещением информационных штендеров. Организаторы рассчитывают выводить на ревизию группы по 30 человек. Участникам экспедиции придется идти через бурелом, заболоченные участки и россыпи камней, останавливаться в неподготовленных местах - понятно, для этого требуются опытные походники, такие, как Марина Новокшонова: она еще школьницей ездила на туристические слеты, каждый год отправляется на сложные сплавы и понимает, что ее ждет:
- Я готова идти два дня, спать на земле и пить из реки, чтобы появился и стал популярным этот маршрут. Про Веселые горы я вообще впервые услышала, если честно! Я чаще езжу по Челябинской области и всегда переживаю за Свердловскую, где нет такого количества туристических маршрутов.
Необычным волонтерским проектом недавно заинтересовался крупный уральский промышленный холдинг. Члены его турклуба, хорошо подготовленные и экипированные, пополнят ряды добровольцев в Веселых горах.
Из Висимского заповедника мы уезжали так же, как приехали, - по разбитой дороге, которую можно преодолеть только на внедорожнике. Пройтись бы грейдером, разровнять! Некому - дорога, ведущая к южному входу на тропу, как оказалось, бесхозная. Вячеслав Пестриков уверяет: к двум другим точкам входа - на Карпушихе и в поселке Уралец - добраться гораздо легче.