Репортеры "СОЮЗа" прошлись с экскурсиями по ведущим предприятиям Беларуси

С 2017 года завод в качестве промышленных туристов посетили более 160 тысяч человек.
С 2017 года завод в качестве промышленных туристов посетили более 160 тысяч человек. / Роман Щербенков
Снижение экспортных поставок в Союзном государстве свидетельствует: России и Беларуси необходимо заниматься насыщением внутреннего рынка, основываясь на общей производственной базе. Корреспонденты "СОЮЗа" получили задание: в качестве туристов побывать на ведущих промышленных предприятиях Беларуси и своими глазами увидеть, как обстоит дело с импортозамещением в рамках Союзного государства. Кстати, посетить подобные экскурсии может любой желающий.

Приехать в Минск путешественнику из России сейчас возможно любым видом транспорта. Мы выбрали поезд - фирменный состав уходит с Белорусского вокзала в 10 вечера, прибывает в Минск в полвосьмого утра, а билет стоит в среднем пять тысяч рублей за место в купе. Кстати, в Беларусь можно приехать без ПЦР-теста и с российским паспортом.

С гостиницами в Минске проблем нет - практически на любой вкус и кошелек вы сможете подобрать номер в среднем от 2500-3000 российских рублей в сутки. Единственный нюанс: возьмите с собой карту "Мир", так как в Беларуси карты Visa и Mastercard попросту не принимаются. Кстати, платить по карте получается выгоднее, чем использовать наличные деньги.

Завод "Атлант". Фото: Роман Щербенков

"Атланты" держат рынок

Первым пунктом в списке предприятий Беларуси, которые мы решили посетить как промышленные туристы, стоял завод "Атлант". Он производит холодильники и стиральные машины. Мы приехали туда не просто так - 60 лет назад, в 1962 году, под этой маркой был выпущен первый холодильник. Так что у завода серьезный юбилей! Интересно, что в музее предприятия вы не только сможете посмотреть на интересные модели, но и поучаствовать в небольшом "промышленном" варианте "Что? Где? Когда?". Заведующий выставочным центром ЗАО "Атлант" Борис Новик хотел подловить нас на вопросе о том, зачем внутри первых холодильников делали специальный отсек. И мы не сплоховали, дав верный ответ: это было место для хранения ягод! В современных холодильниках, к слову, его нет.

Билет на экскурсию в производственные цеха стоит около 350 рублей. Признаться честно, музей холодильников нас впечатлил больше самого производства, хотя и на него, безусловно, стоит посмотреть. Вас проведут через весь технологический цикл - от момента, когда заготовки будущих корпусов приобретают форму, до линии проверки качества. Нас интересовала не только история, но и то, как завод справляется с сегодняшними экономическими потрясениями, а также насколько возможно расширение экономических интеграционных связей с Россией.

Завод "Атлант". Фото: Роман Щербенков

По словам Бориса Новика, "Россия участвует в сборочном процессе в качестве поставщика металла для корпусов". А вот в части экспорта потенциал для развития сотрудничества в рамках Союзного государства есть и достаточно серьезный. "Порядка 60-70 процентов продукции уходит в Россию, 20-25 процентов остается в Беларуси. Около 10-15 процентов поставляется на Украину и пять процентов - в страны Запада", подсчитывает наш экскурсовод. Следовательно, Россия может побороться примерно за 15-20 процентов экспорта продукции "Атлант".

Белорусское печенье от "Слодыч" может появиться в российских школах и детских садах - комбинат планирует поучаствовать в тендерах на поставки
Кондитерская фабрика "Слодыч". Фото: Роман Щербенков

...Вторым предприятием, на которое мы отправились в качестве промышленных туристов, стала знаменитая кондитерская фабрика "Слодыч". Она ведет свою историю с 1905 года - тогда это была кофейня-кондитерская "Жорж", а после революции 1917 года предприятие преобразовалось в "Первую белорусскую кондитерскую фабрику". Кстати, "слодыч" с белорусского переводится как "сладость".

Здесь всего за 350 рублей вас проведут по всем этапам производства печенья - от раскатывания теста до обрезки форм и загрузки в печь. После печи, кстати, можно и ухватить с ленты печеньку-другую, прямо с пылу с жару. Здесь вы узнаете, что квалифицированные рабочие получают в среднем от 25 до 28 тысяч рублей (в пересчете на российские), а доля брака составляет всего два процента. "Слодыч" работает на итальянском оборудовании, сообщил мне заместитель генерального директора фабрики Александр Филончик. "К сожалению, ни в России, ни в Беларуси аналогов такому оборудованию на данный момент нет", констатировал он. При этом в части расширения экономического сотрудничества в рамках Союзного государства есть о чем думать и развиваться, продолжил он. Сегодня на Россию приходится около 80 процентов экспорта сладкой продукции. Фабрика планирует участвовать в российских тендерах на поставки своей продукции в детские дошкольные учреждения и на комбинаты школьного питания.

Кондитерская фабрика "Слодыч". Фото: Роман Щербенков

Кто дергает за ниточки?

Побывать в Беларуси в качестве промышленного туриста и не посетить Жодино, расположенный в 60 километрах от Минска, значит, упустить самое интересное. Мы не упустили. Добраться сюда можно электричкой за сто рублей. Или на такси за полторы тысячи российских рублей.

Комбинат "Свiтанак". Фото: Роман Щербенков

Любознательному путешественнику в Жодино доступны сразу несколько локаций, из которых первой мы выбрали текстильный комбинат "Свiтанак" ( так красиво на белорусском языке звучит слово "рассвет"). Посетить предприятие можно за 350 российских рублей.

"Сырье для производства у нас из Узбекистана и Таджикистана, Россия поставляет "спандекс, оплетенный полиамидом" (синтетическая пряжа), однако это - точечные поставки. Что же касается рынка сбыта, то Россия - основной заказчик конечной продукции, причем даже Гостиный Двор в Москве, где начали пустовать площади, совсем недавно поинтересовался нашим ассортиментом. Раньше доля России в общем числе поставок конечной продукции колебалась в районе 50 процентов, сейчас же доходит до 90 процентов, интересуют коллекции белья, футболки с красивой печатью", сообщает нам главный технолог предприятия Ирина Титова.

Комбинат "Свiтанак". Фото: Роман Щербенков

Есть подвижки и в импортозамещении, поделилась она с нами. Совсем недавно поступила пробная партия красителей для ткани из Тамбовской области.

"Проблема в цене, как-то так получается, что чем ближе, тем дороже", посетовала наш экскурсовод. Но Ирина обратила внимание на то, что безусловный плюс России в том, что российский рубль "понятнее для расчетов, а поставщики находятся близко, это лучше с точки зрения логистики".

В процессе экскурсии, которая длится около полутора часов, вы увидите вязальный цех, где делают воротнички для рубашек поло. Красильный цех, где один красильщик обслуживает сразу несколько агрегатов, а также место, где наносят рисунок на пряжу. Дальше в программе - подготовительно-закройный цех, где на специальных столах раскраивается полотно по лекалам, и швейный цех.

Единственная самая серьезная проблема предприятия в том, что профессия швеи сегодня становится все менее популярной. "Средняя зарплата - около 20 тысяч рублей, и молодежь особо не хочет идти в эту профессию", резюмировала главный технолог и выразила надежду, что промышленный туризм как вариант профориентации сможет частично решить этот вопрос.

Эх, прокачу!

Вишенкой на тортике промышленного туризма не только Жодино, но и всей Беларуси, выступает завод БелАЗ. Здесь все очень огромное. Даже число промышленных туристов - с 2017 года завод посетили более 160 тысяч человек. И самосвалы - грузоподъемность самого крупного, представленного на демонстрационной площадке - 450 тонн. И цена за сборную экскурсию - 700 рублей. Но если вы едете в составе группы, то это уже 350 рублей. Во время двухчасовой экскурсии вас поднимут на высоту трехэтажного дома. Вы заглянете в сборочный цех, где собирают самосвалы. А еще можно прокатиться на одном из них за 1700 рублей. За руль вас, конечно, не посадят, но место в кабине рядом с водителем обеспечено.

География поставок техники за всю историю существования завода - 82 страны. России, конечно же, отведено самое почетное место: здесь трудится около 70 процентов всей выпускаемой техники. А это, кстати, не только карьерные самосвалы, но и буксировщики, погрузчики, аэродромные тягачи... Сегодня, вполне возможно, эта доля будет только расти.

Российские составляющие среди комплектующих тоже присутствуют. Это не только металл, как, например, в холодильниках "Атлант". Хотя и без него не обойтись. Важно то, что на самосвалы с малой грузоподъемностью, например, устанавливаются шины и двигатели российского производства.

Размер шины БелАЗа примерно 4 метра, а моторный отсек таков, что в нем может спокойно поселиться среднестатистическая семья. Фото: Роман Щербенков
Кстати

В России промышленный туризм в последнее время тоже заметно набирает обороты. Особенно востребованы такие экскурсии среди путешественников на Урале и южных регионах страны. Так, в Свердловской области можно посетить Белоярскую АЭС и Уралвагонзавод, а в Челябинской области туристов водят на кондитерские фабрики и предприятия легкой промышленности. Также популярна экскурсия на Златоустовскую оружейную фабрику. На Кубани и в Крыму гостей охотно принимают виноградники - там туристов знакомят с технологиями производства вина, а в Калининграде можно увидеть объекты промышленной археологии - старые предприятия Кенигсберга. Есть где разгуляться промышленному туристу и в Москве: для сладкоежек свои двери открывают фабрика "Красный Октябрь" и кондитерский концерн "Бабаевский", а для тех, кому ближе современные технологии, "Микрон" - единственная в России действующая фабрика чипов и микроэлектронной продукции.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться