Сегодня федеральная трасса Р-256 начинается в Новосибирске, но исторической "столицей" тракта считается город Бийск. Именно отсюда до 1961 года брала свое начало дорога-именинница. В Бийске у старого нулевого километра расположен музей Чуйского тракта, где можно узнать все о его истории. От музея 26 мая и стартовал юбилейный автопробег. До границы с Монголией, где заканчивается дорога-юбиляр, нам предстояло преодолеть 600 км, а с учетом заездов в памятные места и на привалы - все 700.
Но прежде чем отправиться в дальний путь, участники посетили музей и узнали, почему знаменитый тракт называют Чуйским и как он "помолодел" до 100 лет. "26 мая 1922 года тракту был официально присвоен статус дороги государственного значения, - рассказала научный сотрудник музея Татьяна Порубова. - Но его история насчитывает несколько тысячелетий, об этом говорят древние китайские летописи. Ученые считают, что в древности это было ответвление Великого шелкового пути. В долине реки Чуи шла торговля, а торгующих здесь купцов звали чуйцами. По названию реки назвали и дорогу".
До середины 1930-х годов по тракту могли пройти только лошади и верблюды с вьючными повозками. Первые автомобили поехали в 1934-м. "Чайки", "Победы", ЗИЛы, ЗИСы, знаменитые "полуторки", на которых перевозили пассажиров и грузы, были представлены на выставке ретро-автомобилей возле музея. По словам владельца старинной техники Алексея Богданова, Бийск называют автостолицей Сибири еще и потому, что здесь заканчивается железная дорога и судоходные реки, так что дальше в предгорные районы Алтайского края, Республику Алтай и Монголию можно добраться только на машине.
На автомобилях и мотоциклах мы отправились по самой живописной части Чуйского тракта - от Бийска до границы с Монголией. Говорят, именно из-за этого участка журнал National Geographic включил Чуйский тракт в пятерку самых красивых дорог мира. Красота местной природы просто завораживает: бескрайние просторы алтайских лугов, реликтовые ленточные боры, кедрачи и сосновые леса. Чем выше в горы, тем больше захватывает дух - и от извилистого серпантина дороги, и от величественных заснеженных вершин.
28 мая мы выехали из Горно-Алтайска и отправились к памятнику писателю и исследователю Алтая Вячеславу Шишкову. Автор знаменитой "Угрюм-реки" был инженером и в начале ХХ века ходил в экспедиции, просчитывал маршруты, где как лучше обустроить Чуйский тракт до Монголии. А потом преодолели два красивейших горных перевала - Семинский и Чике-Таман. На Чике-Тамане местные жители встречали нас национальными песнями, плясками и традиционными блюдами алтайской кухни: шарики из теста боорсок, козий сыр и кисломолочный напиток чеген.
Следующая остановка - памятник водителям Чуйского тракта, которые в годы войны и в мирное время перевозили грузы, преодолевая труднодоступные перевалы и опасные горные повороты. В народе его называют памятником Кольке Снегиреву - в честь водителя грузовика АМО, о котором поется в песне Михаила Михеева "Есть по Чуйскому тракту дорога".
К вечеру добрались до конечной точки - села Ташанта на границе с Монголией и на закате любовались лунным пейзажем: каменистая почва почти без растительности на фоне гор - "неземной" Кош-Агачский район Республики Алтай.
20 минут от Горно-Алтайска до памятника Шишкову нашу колонну возглавлял ветеран Великой Отечественной Сергей Гончаров. На фронте он водил полуторку, а в мирное время 60 лет ездил по Чуйскому тракту. И сейчас в свои 95 не боится садиться за руль - уверенно проехал на "Волге" ГАЗ-24 1976 года выпуска. И это не единственный ретро-автомобиль, участвовавший в автопробеге. Семья Швецовых проехала по тракту на двух "Жигулях-копейках" 1977 и 1978 годов выпуска вместе с сыном, 79-летней бабушкой и домашними любимцами - той-терьером Мотей и чихуахуа Феней. Валерий Швецов коллекционирует советские автомобили, и нынешний пробег не самый дальний для его экспонатов. В прошлом году они с женой на "копейке" съездили в Крым - 8 тыс. км. туда и обратно.
Раритетными в этом автопробеге были не только машины, но и люди. 70-летняя Ольга Меновщикова из Горно-Алтайска уверенно держалась в колонне, искусно управляя маленькой красной иномаркой. "Я 47 лет за рулем. Участвовала в автопробеге к 90-летию Чуйского тракта и планирую поехать через десять лет, в 110-й его юбилей", - поделилась планами пенсионерка. А кинопродюсер Илья Бачурин специально прилетел на Алтай, чтобы проехать по Чуйскому тракту на мотоцикле.
На обратном пути из Ташанты в Горно-Алтайск мы увидели уникальный подвесной двухцепный мост в селе Иня. Глава Республики Алтай Олег Хорохордин рассказал, что это первая в мире переправа, построенная по такой технологии в 1936 году. В Сан-Франциско подобный мост был сдан только в 1937-м, а в 1938 году в Москве был построен Крымский мост, что у метро "Парк культуры".
В память о 100-летии Чуйского тракта и юбилейном автопробеге его участники высадили аллею елей на кордоне Кур-Кечу.