Поделиться

    Зачем решили объединиться дальневосточные аграрии и пищевики

    Ассоциация предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства появилась на Дальнем Востоке. Создали ее сами бизнесмены. Судя по амбициозным планам объединения и вовлеченности в его орбиту самых разных структур - от органов власти до учреждений науки, нас ждут весьма интересные и масштабные изменения на рынке производства и сбыта. О том, почему не надо бояться союза с конкурентами и что остается недоступным для одного предпринимателя, но под силу целой ассоциации, рассказал ее председатель, владелец одной из хабаровских фабрик мороженого Илья Амирханов.
    В Москве производителям из ДФО удается прорываться в основном на специализированную ярмарку продукции макрорегиона
    В Москве производителям из ДФО удается прорываться в основном на специализированную ярмарку продукции макрорегиона / Валерий Шарифулин/ТАСС

    Илья Ильгизович, а зачем вообще понадобилось объединяться?

    Илья Амирханов: Один предприниматель, сам по себе, имеет мало веса. Приведу пример своей компании. Мы достаточно долго пытались начать работать с федеральными торговыми сетями. Прорывались-прорывались, но почти безуспешно. А ведь самое главное - это сбыт. Сбыта не будет, не будет никакого производства. Это понимание легло в основу формирования ассоциации. Вначале нас было трое, все хабаровчане: я, руководитель компании-производителя напитков Алексей Андрусенко и Виктория Линкевич, ее предприятие выпускает джемы и варенье. Смотрите, что получается. Наши продукты не могут конкурировать за счет себестоимости - где-нибудь в Подмосковье она все равно ниже. Каким образом дальневосточникам выходить на наши центральные и западные регионы и на экспорт? Нужна более сильная позиция. Часто федеральные сети с нами даже не разговаривают: мы слишком мелкие для них. Да можно и не потянуть такой рынок: весьма высоки затраты на сопровождение сделок - и бумажные, и временные, и финансовые. Но в тот же "Магнит" мы можем войти одним контрактом на всех. Вот для этого и нужна ассоциация.

    Не скажу, что все получилось сразу. Но теперь с нами ведут переговоры, началась аккредитация предприятий для поставок в торговые сети. И счет членов ассоциации уже идет на десятки: присоединились производители меда, молочных продуктов, минеральной воды, пива, крупные кондитерские и хлебобулочные предприятия. Это компании из Хабаровского и Приморского краев, Амурской области. Подключаются организации из ЕАО, идут переговоры с бизнесом из других субъектов.

    Как складываются отношения ассоциации с региональными властями?Илья Амирханов: Нас поддержали Хабаровский краевой сельхозфонд и Центр поддержки экспорта. Дело в том, что круг членов ассоциации широк - мы объединяем и пищевиков, и перерабатывающие предприятия, и компании агросектора. Когда переработчики получают стимул для развития собственного сбыта, они начинают подтягивать фермеров, чтобы использовать их продукцию. В этом сильно заинтересован сельхозфонд. А в организации сбыта, в том числе за рубежом, готов содействовать экспортный центр. Обе структуры включились в работу с нами сразу, помогают с оформлением документов. Краевой сельхозфонд даже изъявил желание войти в ассоциацию и получил добро от учредителя - правительства Хабаровского края.

    Почему важно объединение предприятий разных отраслей, опять же могу рассказать на примере своего производства. В конце лета 2021 года я заметил тенденцию: резко начало снижаться потребление многих продуктов. Просела покупательная способность населения, и спрос упал. При этом начался рост стоимости составляющих производства - от стройматериалов до завозных товаров агросектора. Дальше - больше. В нынешнем году все подорожало - сухое молоко, которое мы использовали раньше, алтайское масло. Если раньше цена и того и другого была около 300 рублей за килограмм, то стала 600-700. Рост стоимости сопровождался отсутствием товара на складах. Хорошие продукты почти исчезли с рынка. Имею в виду действительно хорошие, которые нужны нам для производства мороженого. Я понял, что, если не позабочусь о сырьевой безопасности своего производства, получу проблемы.

    Когда переработчики получают стимул для развития собственного сбыта, они начинают подтягивать фермеров, чтобы использовать их продукцию

    И вот благодаря этому мы перешли исключительно на местные натуральные продукты. Выбрали фермера, который выпускает чистое молоко, подходящее нам. Начали считать. И оказалось, что в нынешних условиях при использовании не сухого сырья, а натурального, по 55 рублей за килограмм, мы получили удорожание себестоимости на семь процентов. Не 20, не 30, всего семь! Это достаточно незначительные цифры, но за их счет ты покупаешь продовольственную безопасность своего предприятия.

    В рамках ассоциации создан научный комитет. Зачем?

    Илья Амирханов: Да, это одно из направлений нашей деятельности. В комитет уже вошли Хабаровский университет экономики и права, ДВФУ, Московский институт пищевой промышленности и даже Пермский госуниверситет…

    Что это дает нам? По нашим заказам научные учреждения разрабатывают уникальное сырье из дальневосточных продуктов и технологии для его приготовления. Вот сейчас, например, мы пытаемся найти способ сделать мороженое с лимонником, не нарушив показатели кислотности.

    Что это дает им? Возможность научной работы и практики для студентов. Все время обучения они будут связаны с производством. Более того, студенты могут получить гранты Фонда Бортника под конкретную научную задачу и реализовать ее на наших предприятиях.

    Но альянс может быть намного шире. К примеру, наука нашла способ сделать что-то из конкретного дальневосточного эндемика. Агропредприятия согласились выращивать его в необходимых объемах. Но кто сможет произвести экстракт из него? У нас на Дальнем Востоке есть химфармзавод. И уже существуют договоренности о сотрудничестве с ним. Специалисты готовы вырабатывать по технологиям, разработанным учеными и студентами, то самое вещество. Им это интересно.

    Какие еще направления работы ассоциации вы можете выделить?

    Илья Амирханов: Например, совместные закупки. Сейчас у многих российских предприятий возникли проблемы с картонной упаковкой. Члены ассоциации уже нацелились на общий импорт из Китая. Делая большой заказ, можно сильно удешевить закупку.

    А еще есть возможность использовать господдержку, если работать на развитие бренда региона. К примеру, мы хотим участвовать в проекте по привлечению туристов. Получаем субсидии, размещаем на упаковке продукта изображение достопримечательностей, скажем, Хабаровского края. Тот же москвич, взяв в руки такую упаковку с уникальным соком из дальневосточных ягод или с мороженым, что-то новое узнает о регионе, захочет поехать сюда на отдых. Это же касается экспортной продукции. Мы получаем деньги на продвижение, ставим товары на полки в иностранных магазинах. У нашего предприятия неплохой опыт работы на экспорт, я знаю, как важна упаковка. Житель Китая заинтересуется изображением Шантарских островов, хабаровского Утеса, владивостокских мостов. Поймет, что это рядом. И приедет.

    Нельзя допускать конкурентной борьбы внутри ассоциации. Я активно пропагандирую этот тезис, и, надеюсь, меня слышат

    Кроме того, много федеральных проектов проходит мимо наших регионов, потому что здесь не могут позволить себе софинансирование. Пусть оно и невелико, но даже эти три-пять процентов станут нагрузкой на бюджет субъекта. Нам очень хочется сделать ассоциацию богатой. Я надеюсь, что ее члены не будут против того, чтобы небольшой кусочек от доходов оставался для продвижения определенных проектов, участия в федеральных программах - например, развития туризма или технического перевооружения в рамках импортозамещения…

    Вариантов совместной работы масса. Среди них и создание общих кластерных производственных площадок на определенной территории с обеспечением низкой стоимости аренды и возможностью удешевления энергии за счет выбираемых объемов.

    А вы не боитесь конкуренции внутри ассоциации среди производителей одного и того же товара? Например, кроме вас, мороженщики в этом объединении есть?

    Илья Амирханов: Есть! И еще придут. Нельзя допускать конкурентной борьбы внутри ассоциации. Я активно пропагандирую этот тезис, и, надеюсь, меня слышат. Да, это трудно воспринимать, когда ты, скажем, 30 лет привык полагаться на себя, а все вокруг были для тебя пусть не врагами - но злейшими конкурентами.

    Хотя не скрою, вначале была мысль: а зачем нам конкуренты? Но мы поняли, что надо дать компаниям равные стартовые условия. Нужно сделать так, чтобы на брендированной полке с надписью, например, "Выбирай свое" находились все виды печенья, соков, меда, джемов от разных производителей. Пусть мороженое от ассоциации лежит в одном холодильнике. У кассы. Понимаете, пять холодильников у кассы не поставить, а вот поместить пять корзин от разных фабрик в один можно. В этом сплошная экономия и другие плюсы.

    Поделиться