Счетная палата оценила возможности снижения средней ипотечной ставки

Цели нацпроекта по средней ипотечной ставке в 2022 году будут недостижимы. Это отметила Счетная палата (СП) в заключении о проверке исполнения бюджета Минстроем в 2021 году.

В связи с повышением ключевой ставки наблюдается увеличение банками ставки предложения по ипотечным жилищным кредитам, отмечает СП. При этом влияние ключевой ставки, которая начала расти уже в 2021 году, а также увеличение уровня инфляции (инфляция в октябре 2021 года увеличилась до 8,1 %) на средний уровень процентной ставки имеет отложенный характер, что начало проявляться с июля 2021 года, говорится в заключении СП. "В условиях повышения ключевой ставки и учитывая прогнозы Банка России по уровню ключевой ставки на 2021-2024 годы, а также принимая во внимание уровень инфляции, стоимости жилья и недостаточное увеличение предложений на рынке жилья, плановые значения показателя по средней ставке по итогам 2021 года и в 2022 году будут недостижимы", - отмечает СП.

По нацпроекту "Жилье и городская среда" предполагается, что к 2030 году средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту должен снизиться до 6% годовых. По данным ЦБ, средневзвешенная ставка по выданным ипотечным кредитам в апреле 2022 года равнялась 7,64%. Однако это объясняется тем, что значительную долю кредитов заемщики оформляли по программам с господдержкой.

Установленный нацпроектом уровень ипотечной ставки в 2021 году достигнут не был. В то же время по 6 показателям нацпроекта прогнозные значения достигнуты, а по 23 показателям перевыполнены на 3-60%, отмечает СП.

Перевыполнены показатели госпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ". "В 2021 году введено 92,6 млн квадратных метров жилья, или 119% запланированного показателя. Жилищные условия улучшили 4,2 млн семей - это около 119%, расселено 2,4 млн аварийного жилищного фонда, или 118%. Прирост качества городской среды составил 8%", - сообщила аудитор СП Наталья Трунова. По показателю "Доля населения, удовлетворенного жилищными условиями и услугами" данных пока нет, отчетность будет к концу III квартала текущего года.

При проверке публично-правовой компании "Единый заказчик" СП выявила риски, которые могут привести к росту количества и объемов проблемного незавершенного строительства. Так, в начале 2022 года на балансе компании числилось 177 объектов на сумму более 60 млрд рублей. При этом в федеральную адресную инвестиционную программу включено только 95 из них.

Кроме того, СП обратила внимание на значительные объемы авансирования объектов капстроительства. Авансовые платежи 2022 года, предусмотренные в заключенных компанией контрактах, составляют 10,1 млрд рублей. Это 63,9% общего объема кассового исполнения прошлого года и около 34% всех бюджетных ассигнований на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в 2021 году. Отчасти такое решение оправдано объективными сложностями экономической ситуации в отчетном периоде. Однако оно ведет к увеличению сроков реализации проектов и существенно увеличивает риски их срыва, учитывая, что темпы строительства и ввода в эксплуатацию объектов ФАИП остаются достаточно низкими, отмечает СП.

Все предложения Счетной палаты приняты в работу, сообщила пресс-служба Минстроя. Ведомство регулярно проводит мониторинг реализации мероприятий в части исполнения федерального бюджета. По выводам Счетной палаты по вопросам, связанным с бюджетным учетом и отчетностью, Минстроем проведена детальная работа с Межрегиональным бухгалтерским управлением Федерального казначейства. В результате замечания устранены в полном объеме.

С мая нынешнего года полномочия по формированию федеральной адресной инвестиционной программы переданы от Минэкономразвития в Минстрой, принято принято решение о формировании ФАИП с 2023 года на 5-летний период. Для снижения уровня и количества объектов незавершенного строительства в ходе формирования ФАИП переходящие объекты и объекты незавершенного строительства Минстроем рассматриваются как приоритетные, подчеркивают в ведомстве.