Столичная богема и северные сказы: Пять премьер под занавес театрального сезона

Театры не торопятся уходить на летние каникулы - практически весь июнь зрителей приглашают на премьеры.
БДТ/ Стас Левшин

На какие спектакли обратить внимание в Москве и не только? "Российская газета" предлагает небольшой театральный гид под занавес сезона.

"Местные", МХТ им.Чехова, премьера - 19 июня


Фото: пресс-служба МХТ имени А.П. Чехова/Мария Добрыгина

"Пьеса "Местные" написана Александром Ремезом, одним из самых интересных авторов 1970-80-х годов, - рассказывают в театре. - Сегодня, к сожалению, он практически забыт, а между тем, его пьесы были новаторскими для своего времени".

За материал взялся Михаил Милькис - изначально режиссер поставил спектакль в пространстве Боярских палат СТД, а теперь постановка нашла свое место на Новой сцене МХТ им. Чехова. Она исследует природу насилия: несколько молодых парней, студентов юридического факультета, приезжают "на картошку", сталкиваются с местными и… обнаруживают в себе зверя.

В "Местных" заняты молодые актёры, выпускники Школы-студии МХАТ 2018 года.

"Гамлет in Moscow", Театр на Бронной, премьера - 21, 23 и 30 июня


Фото: Предоставлено Театром на Бронной

Вслед за арбузовской "Таней" худрук Театра на Бронной Константин Богомолов практически без перерыва поставил на обновленной сцене "Гамлет in Moscow" - спектакль, премьера которого состоится в рамках фестиваля "Черешневый лес".

"За основу постановки взята знаменитая пьеса Шекспира, но действие спектакля вписано в современный московский быт. Многообразие столицы отражается на сцене настолько точно и подробно, что трагедия приобретает комичные черты. Однако вечные шекспировские вопросы никуда не делись", - отмечают в театре.

По сути, "Гамлет" является продолжением другой постановки Богомолова - "На всякого мудреца" в Театре Наций, в которой режиссер погружает зрителя в мир столичной богемы, ее спален, офисов и ресторанов, показывая, насколько нелепо выглядят эти люди в стремлении казаться тонкими и осведомленными, рассуждая об искусстве и вечных ценностях.

В спектакле заняты Владислав Долженков, Александра Ребенок, Яна Енжаева, Мария Шумакова, Игорь Миркурбанов, Василиса Перелыгина, Мария Янычева, Евгений Перевалов, Сергей Епишев и другие.

"Пятиречье", РАМТ, премьера - 18 и 25 июня


Фото: Мария Моисеева / РАМТ

Этот спектакль - первое сценическое прочтение фольклорного сборника сказов Архангельской области. В ожидании парохода встречаются сказители с пяти рек русского Севера. Пять дней ожидания наполняют они сказами: о верной любви, о волшебстве в жизни человека, о матери, о труде… Но то не сказки, где важен сюжет, то сказы - здесь важен сказитель.

"Наш спектакль пахнет хлебом и рыбой. Потому что я сам с Севера, хант по национальности, - рассказывает режиссер Сергей Тонышев. - В детстве мама варила уху, настоящую, только из северной рыбы - для меня это запах дома простых людей. Я чувствую их природу, она меня восхищает. Их отношения с жизнью - это Шекспир, Гоголь и Достоевский вместе, только без литературности".

В ролях - Диана Морозова, Антонина Писарева, Сергей Печенкин, Юрий Григорьев, Алексей Гладков.

"Привидения", БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург), премьера - 9 июля


Фото: БДТ/ Стас Левшин

Спектакль "Привидения" - новая совместная работа Светланы Крючковой и режиссера Романа Мархолиа. В основу постановки легла одноименная пьеса Генрика Ибсена.

В центре сюжета - вдова Элен Алвинг, которая готовится открыть детский приют в память о своем "идеальном муже". Однако, истинный мотив ее решений укрыт завесой страшной семейной тайны. В родительский дом из Парижа возвращается ее любимый сын Освальд. Он умалчивает истинную причину своего возвращения, также как и фру Алвинг прячет от него правду об отце. Герои пьесы - словно марионетки в руках призраков прошлого. Они пытаются вырваться из заколдованного круга, искупить свою вину, прервать цепочку трагических повторений…

"Фру Алвинг - одна из знаковых ролей мировой драматургии. Светлана Крючкова - вневременная актриса: она соединила в себе много разных эпох и бесстрашно откликается на энергию сегодняшнего дня. Мы с ней работаем больше 20 лет, но такого материала у нас еще не было: сочетание внешнего аскетизма с вулканическими взрывами. Это сложнейшая актерская задача", - отмечает Роман Мархолиа.

"Сирано де Бержерак", Театр им. Федора Волкова (Ярославль), премьера - 25 июня


Фото: Предоставлена пресс-службой Театра им. Федора Волкова

За бессмертное творение Эдмона Ростана в Волковском театре взялся режиссер Алексей Чернышев. Он повернул историю о любви так, что зритель наблюдает закулисье - смотрит словно не сам спектакль, а работу труппы над постановкой.

"Сирано де Бержерак, чудак и оригинал, и в самом деле может показаться кому-то существом с другой планеты. И каждая театральная постановка предлагает свой ключ к разгадке его личности, - рассказывают в театре. - Может быть, поэтому к написанной ровно 125 лет назад пьесе Эдмона Ростана российские театры возвращаются снова и снова, открывая в ней новые смыслы и подтексты".

Кстати, в спектакле артисты одеты в уникальные костюмы, которые были созданы мастерами Волковского театра в 1950-е годы. Камзолы ручной работы с золотым шитьем были восстановлены специально для премьеры.