12.06.2022 09:00
    Поделиться

    Лауреат Госпремии Гульзада Руденко: В Елабуге музеи не место скуки, а место, где нужно развиваться и расти

    Среди лауреатов Госпремии в области литературы и искусства в этом году - директор Дома русского зарубежья имени Солженицына Виктор Москвин и замечательный художник Павел Никонов. Еще один лауреат Госпремии - Гульзада Руденко. Чем она уникальна? За ответом непременно надо полететь в Елабугу.
    Елабужский музей-заповедник

    Руденко - гендиректор Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Официальные формулировки, разумеется, сухи и лаконичны: Госпремия присуждена Руденко "за вклад в изучение, сохранение и популяризацию историко-культурного наследия России". Что это означает, как расшифровать? А вот представьте. Елабуга - загадочное место. Городок на Каме, в котором проживает всего 74 тысячи жителей. И вот на них приходится аж семнадцать музеев. Живых, непоказушных. И этот беспокойный муравейник - лабиринт елабужских музеев - ведет к ней в кабинет.

    Гульзада Ракиповна уже лет двадцать гендиректор. Магическая должность, но важней другое. У нее команда. Она - мотор. Покой ей только снится. Как так вышло: градообразующим, центральным нервом маленькой Елабуги стал именно музей-заповедник? За разгадкой - к ней, к Руденко. Так что "РГ" здесь не случайно.

    Фото: Елабужский музей-заповедник

    Гульзада Ракиповна, за вами не угонишься. Выезжая из Москвы, читаю: в Елабуге 15 музеев. Приезжаю - оказалось, нет, 16. Наутро вовсе выясняется: теперь 17. Вроде бы город небольшой - а вы печете музеи, как пирожки. Зачем вам столько?

    Гульзада Руденко: Как - зачем? Мы ведь не гонимся за счетом. Здесь просто уникальная земля - сходятся времена, свидетельства эпох. Можно начать с того, что Иван Васильевич Шишкин, отец великого художника, неспроста пригласил сюда археологов: возле села Ананьино обнаружили доисторические могильники - следы ананьинской культуры связали огромные территории Прикамья и Поволжья, это восьмой-девятый век до нашей эры. Дело не в мистике - но все земля хранит. Такая концентрированная атмосфера.

    Заметили в музее истории города - шумящие подвески. Их носили женщины у волжских булгар: эти подвески отгоняли злую силу. Если поближе подкрутить машину времени - кажется, Елабуга далеко, а здесь можно найти напоминания о русско-шведских, о русско-турецких войнах, о первой мировой и Великой Отечественной. Сюда во все времена привозили пленных… Да, город небольшой - но за ним история большая.

    Заглянул в Музей истории города - а там сотрудники в каких-то сказочных нарядах. Играют для детей сказку Отфрида Пройслера, бывшего солдата армии Паулюса, как раз из тех военнопленных. Вернувшись из Елабуги домой он стал писать добрые детские книжки про гнома Хёрбе и лешего Цвоттеля, маленького Водяного и Бабу-Ягу. Сказку в музее совмещают с экскурсией. Мне рассказали, что сотрудники собирали и записывали воспоминания очевидцев тех лет, переписывались с родственниками бывших пленных, того же Пройслера. Елабужский государственный музей-заповедник издавал даже книги об истории пленных - "Лагерь на Каме", например…

    Фото: Елабужский музей-заповедник

    Гульзада Руденко: Не только. Мы приложили все усилия для создания Музея веры в Казанско-богородицком женском монастыре, где когда-то и размещали пленных. Этот музей в подвале церкви, которую монастырь построил на месте утраченного храма под руководством нынешней настоятельницы матушки Веры…

    Сегодня музей-заповедник совместно с РПЦ и организациями по уходу за воинскими захоронениями патронирует, содержит несколько кладбищ - и то, где похоронены военнопленные, и Троицкое кладбище, где покоится Надежда Андреевна Дурова, Иван Васильевич Шишкин. Последнее привели в порядок, огородили территорию - столько жалоб поначалу было: негде сушить белье, играть детям. А где играть - на костях, на могилах? Убрали горы мусора, раскопали, обозначили руинированные остатки церкви Троицкого кладбища - посмотрите, какой был храм… Все это нужно сохранять, грех не помнить, не рассказывать об этом.

    Фото: Елабужский музей-заповедник

    На балансе у нас 31 собственное здание и сооружение на площади 10 гектаров. Пять кладбищ и захоронений известных личностей, территория Городища, усадьбы, свой "Трактир"… Вот была у нас машина Газ-51 - когда "ушла на отдых", поставили, организовали две экспозиции гаражные, чтобы рассказать и об этой труженице 1950-х-70-х, и о почтовом, о пожарном деле - получилось незатейливо, но школьникам интересны эти предметы, которых сегодня уже не увидишь - да и что они видят, кроме баннеров, гаджетов и реклам? Так что везде, где можно, мы открываем экспозиции, музеи. Придерживаемся классического, где-то консервативного стиля - того, что никогда не устареет. Оттого и экспозиции у нас - теплые, и мне это все очень дорого.

    То есть, и 17 музеев - для вас не предел?

    Гульзада Руденко: Вот нет еще музея современной истории Елабуги - надеюсь, придем к этому. У нас же особая экономическая зона, прекрасные предприятия, учебные заведения, перерабатывающая промышленность, прекрасные люди, спортсмены, есть о чем и о ком говорить… Мечтаю с нашим другом Вадимом Евгеньевичем, одним из учредителей бренда Махеев, создать музей охоты - это была его идея, у него огромное количество экспонатов, артефактов… Или вот - наш замечательный земляк, которого не так хорошо знают, Пинегин Николай Васильевич. Легендарная личность - участвовал в северной экспедиции Седова, делал зарисовки, снимал, был одним из инициаторов и создателей петербургского музея Арктики и Антарктики. Можно целый музей создать о нем - думали даже обратиться за поддержкой в Русское географическое общество… То есть, конечно же, еще не предел - притом, что сегодняшние наши 17 музейно-выставочных объектов абсолютно востребованы.

    В ваших музеях мне не раз повторяли ваши слова - как афоризмы. "Я люблю все делать быстро". "Наша задача - влюбить всех в Елабугу". "Появилась хорошая идея - сразу надо браться". А вы рассказывали, как когда-то, возглавляя культуру в Набережных Челнах, сами скептически смотрели на музейных работников. Что изменилось за 20 лет вашей работы здесь, в музее-заповеднике?

    Гульзада Руденко: Наверное, это было оттого, что я когда-то не видела особой разницы - музей истории города, краеведения, все одинаково, заезжено, по рельсам: обязательный бивень мамонта, гимнастерка красноармейца, везде так было. И мне не хотелось, чтобы на нас так же смотрели: ну, классика жанра. Хотя и бивень у нас есть. Мне повезло: когда я возглавила музей-заповедник, руководителем минкультуры Татарстана оказалась Зиля Рахимьяновна Валеева - человек, который любит все новое. И тогдашний глава города, Ильшат Рафкатович Гафуров, говорил: не считайте меня циником, но мне бы хотелось, чтобы и Надежда Дурова, и Марина Цветаева, и Иван Шишкин работали на город, на его имидж, чтобы сюда приезжали.

    С президентом РТ Миннихановым Фото: Елабужский музей-заповедник

    Я более шести лет преподавала в филиале московского Университета культуры основы менеджмента в социокультурной сфере. Студенты на вопрос, с чем у них ассоциируется слово "музей", вспоминали скучающих бабушек. Я сажала их в автобус, везла в Елабугу, целый день они общались с руководителями музеев. К вечеру их представление о том, какие возможности открывает работа в современных музеях, менялось кардинально. И для меня самой за эти 20 лет в Елабуге - музеи стали не местом скуки, а местом, где можно и нужно развиваться и расти. А когда ты делаешь благородное и богоугодное дело, - всегда появятся единомышленники…

    Ключевой вопрос

    Все же с какого из 17-ти музеев, с какого имени открывать Елабугу? С психиатра и мозговеда Бехтерева? С шишкинских сосен, освещенных солнцем? С загадочной Цветаевой? С кавалерист-девицы Дуровой?

    Гульзада Руденко: Безусловно, Елабуга - это город великих. Это сотни имен, составивших славу России. Но, пожалуй, я бы сказала: все же с Шишкина. Он открывается не просто для любителей природы - он близок всем, кто в людях ценит прежде всего душевную широту. Конечно, цветаевские паломники - начнут с Цветаевой и не будут разочарованы. Но есть еще купеческая Елабуга. Есть Музей веры, который мы создали для нашего монастырского собора. Среди сотен тысяч наших туристов каждый найдет что-то свое. Елабуга открытый город - главное, чтобы каждый смог открыть это для своего сердца и души.

    Фото: Елабужский музей-заповедник
    Кстати

    Чем знаменита елабужская муха?

    Гульзада Руденко: Елабужская муха - рюмка размером с наперсток, на один глоток. В Ярославле, на всероссийском фестивале, нашу елабужскую "муху" признали лучшим туристическим сувениром. У нас рассказывают так: во времена Петра I в трактирах первую рюмку горячительного напитка подносили бесплатно. Из экономии хозяева заказывали стеклодувам рюмочки как можно меньшего размера - их в народе и прозвали "мухами". Но, проходя пяток-другой трактиров с бесплатной первой рюмкой, посетитель успевал отведать немало. Из этого понятен и глубокий смысл выражения "ходить под мухой".

    Поделиться