И это в то время, когда их главный конкурент, единый фронт левых сил во главе с лидером "Неподчинившейся Франции" Жан-Люком Меланшоном, получил 25,66 процента. То есть разница в сотые доли процента. Третье место по количеству голосов заняла партия "Национальное объединение" Марин Ле Пен - 18,7 процента. Если в Елисейском дворце прилюдно не комментируют ситуацию, то в столичной прессе ее называют "серьезным поражением" действующего президента.
Именно так итоги выборов оценил директор влиятельной газеты Figaro Алексис Брезе. Он также и вполне заслуженно считает, что Жан-Люк Меланшон еще до заключительного второго тура, который состоится через неделю, уже сейчас может считаться "настоящим победителем" нынешних выборов.
С этим не поспоришь. Благодаря недюжинному опыту этому 70-летнему политику и пламенному оратору удалось то, чем не могли похвастаться разномастные левые за последние четверть века. А именно объединить под своим крылом вечно соперничающих и погруженных во внутренние распри социалистов, коммунистов и особенно строптивых защитников природы из партии "Европа-Экология-"Зеленые". К этому стоит добавить выигрышную в глазах электората программу альянса, который предлагает среди прочего повысить минимальную зарплату до полутора тысяч евро, усилить контроль парламента за исполнительной властью, ввести практику "референдумов народной инициативы". Думается, свою роль сыграл и "глас народа". Буквально накануне выборов социальная служба IFOP-Fiducial провела опрос, и он показал, что почти две трети французов хотели бы видеть в Национальном собрании оппозиционное главе государства большинство. Именно в этом качестве и намеревается выступить левый альянс в случае успеха во втором туре.
Что касается самого Меланшона, то он готов осуществить неоднократно объявленное намерение претендовать на пост премьера. Правда, для этого надо получить абсолютное большинство в нижней палате парламента. Минимум 289 мандатов от общего числа депутатских кресел, а их там 577. Понятно, что Макрона совершенно не устраивает такой кошмарный для него вариант, когда придется управлять странной в условиях "сожительства" с главой правительства из числа явных политических противников. Впрочем, во Франции такое уже было неоднократно.
И все-таки, по мнению многих экспертов, у пропрезидентского блока "Вместе" из-за специфики мажоритарной избирательной системы больше шансов по итогам второго тура добиться пусть незначительного, но большинства в Нацсобрании. По их оценкам, сторонники Макрона могут получить от 275 до 310 мест и это при том, что до сих пор они обладали 346 мандатами. Как считает знаток политической жизни Франции журналист Гийом Табар, "такая относительная победа будет с горьким привкусом".
Что касается Национального объединения Марин Ле Пен, то в целом неплохой результат в первом туре, как здесь считают, позволит увеличить представительство в нижней палате парламента. Из-за крайне невыгодной для выдвиженцев "Нацобъединения" мажоритарной избирательной системы их до сих пор там было всего восемь человек, включая саму Марин. Скорее всего, по итогам второго, решающего тура в Национальном собрании окажутся несколько десятков представителей партии, что позволитей сформировать фракцию.