Над зданием музея изобразительных искусств им. Пушкина работал один из талантливейших архитекторов того времени Роман Клейн. Перед тем, как приступить к ответственному заданию, он потратил достаточно много времени, чтобы изучить музеи Египта и Греции, а также Европы. За данную работу Клейн был удостоен высокого звания академика архитектуры.
ГМИИ им. Пушкина открылся 13 июня 1912 года как Музей изящных искусств имени императора Александра III. На торжественном открытии присутствовал лично император Николай II. В 1932 году ГМИИ им. Пушкина назывался Государственным музеем изобразительных искусств. В 1937 году музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина, в связи со столетием смерти поэта.
ГМИИ им. Пушкина - это не просто музей. В нем целых шесть зданий. Помимо главного, в него входят:
В 1981 году в ГМИИ им. Пушкина проходила выставка "Париж - Москва. 1900-1930". На ней были представлены работы Малевича, Пикассо, Кандинского и Матисса. На выставке побывало более 650 тысяч человек. Сейчас же ежегодно через залы музея проходят больше миллиона человек в год.
В стенах ГМИИ им. Пушкина в год проходит около 30 выставок. 3-4 из них являются особо крупными проектами. Стоимость их подготовки редко укладывается в миллион евро, а начинается она за несколько лет до открытия.
Отдел гравюры был основан в 1924 году. Сейчас он включает в себя более 400 тысяч произведений. Античная коллекция считалась ядром и главной составляющей Музея изящных искусств. Сейчас античность представлена более 37 тысячами экспонатов. В коллекции ГМИИ им. Пушкина насчитывается более 670 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, памятников археологии и художественной фотографии.
До 1917 года ГМИИ им. Пушкина выставлял только искусно выполненные копии античных мозаик и статуй. Тогда его директором был историк, археолог и искусствовед Иван Царев. Он лично заказывал слепки античных фигур в зарубежных мастерских. Подлинниками же являлись только экспонаты из личной коллекции египтолога Владимира Голенищева. Их насчитывалось более шести тысяч предметов.
После же Октябрьской революции в музее появились картины, конфискованные из частных коллекций русской аристократии и национализированные большевиками. Среди них "Девочка на шаре" (Пикассо Пабло) и "Красные виноградники в Арле" (голландец Ван Гог).
Также фонды музея пополнились после Великой отечественной войны. В них попали картины из Дрезденской галереи и западноевропейских музеев.
С 1949 по 1953 годы в музее была развернула постоянная выставка "подарков Иосифу Виссарионовичу Сталину от народов СССР и зарубежных стран". Она была приурочена к его 70-летию. Сама выставка заняла сразу несколько залов, а число подарков приближалось к десятку тысяч.
С 1941 по 1944 годы фонды Пушкинского музея вывозили в Новосибирск и Соликамск для их сохранности. Само же здание в это время подверглось бомбежкам. В ходе авианалетов оно лишилось части крыши, а в некоторых местах выбоины от осколков немецких бомб сохранились до сих пор. 3 октября 1946 года экспозиции вновь открылись, но через три года снова свернулись из-за выставки подарков Сталину.
Долгое время уникальный клад Приама считали безвозвратно утерянным. Его нашел авантюрист и археолог Генрих Шлиман при раскопках в древней Трои. Оказалось, что после Великой Отечественной клад вывезли из Германии в Советский союз вместе с другими трофеями. В 1945 году профессор Вильгельм Унферцагт передал его советской комендатуре. О безвозвратно потерянном сокровище узнал мир только в 1993 году, когда об этом сообщило правительство. Зрителям музея он стал доступен в 1996 году. Получается, что в запасниках Пушкинского музея больше полувека хранилось золото Трои.