14.06.2022 11:32
    Поделиться

    Эксперт рассказала о шагах, необходимых для развития российских IT-решений

    На конференции "Цифровая индустрия промышленной России" в Нижнем Новгороде глава правительства Михаил Мишустин определил приоритетными задачами IT-отрасли снижение зависимости от импорта, повышение конкурентоспособности российских цифровых решений и непосредственно готовность самих предприятий применять передовые технологии. При этом он подчеркнул, что обеспечивать цифровую трансформацию отраслей промышленности придется в новых условиях с учетом санкций, введенных в отношении российских компаний и граждан.

    Правительство сегодня реализует значительное количество специфических мер, направленных на поддержку IT-отрасли и, соответственно, цифровую трансформацию экономики. Это и освобождение "айтишников" от разных видов контроля, налоговые послабления (в частности, нулевая ставка по налогу на прибыль), льготные кредиты на новые проекты, вовлечение в систему госзакупок, субсидии для сотрудников айти-компаний (например, на жилищные сертификаты) и другое. Эти меры безусловно внесут вклад в то, чтобы IT-сектор стал одним из ведущих в российской промышленности.

    Но ввиду востребованности цифровых решений во всем мире и с учетом объективно высокого потенциала IT-отрасли в нашей стране не будет лишним нацеливаться и на продвижение российских цифровых решений также на зарубежных рынках. К слову, если российский продукт будет хорошо "идти" на экспорт, это, помимо экономической составляющей, станет для него и дополнительным признаком высокого качества, и гарантией развития. Да, экспорт российского ПО, цифровых товаров и услуг в "недружественные" страны существенно затруднен. Однако это не значит, что про задачи поддержки экспорта высокотехнологичных услуг можно забыть. Напротив, бизнесом сейчас могут быть крайне востребованы меры, направленные на устранение барьеров для экспорта и помощь в завоевании новых больших рынков стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки.

    Первый шаг для этого сделан - президент отменил обязательную продажу 50 процентов валютной выручки экспортерами. Теперь дело за отменой других валютных ограничений, введенных в ответ на экономические санкции, если эти требования ограничивают возможности российских экспортеров свободно распоряжаться валютной выручкой и проводить трансграничные расчеты.

    Правительству необходимо реализовать весь возможный комплекс мер по продвижению отечественных цифровых решений за рубеж. В частности, могут быть реализованы финансовые меры поддержки, направленные на компенсацию части затрат на обеспечение инфраструктуры точек сбыта в новых странах присутствия или на участие в национальных и региональных выставках в сфере IT-технологий и смежных отраслей (LegalTech, Fintech). Необходимы и меры нефинансовой поддержки, предусматривающие предоставление юридических консультаций в новых регионах ведения бизнеса, содействие маркетинговому продвижению на новых рынках, оказание помощи во внедрении популярных отраслевых стандартов качества и др.

    Не менее важен для российского IT-cектора вопрос развития ESG-комплаенса. Цифровой комплаенс представляет собой внутреннюю политику компании, направленную на минимизацию рисков цифровой безопасности, неприкосновенности частной жизни и других нефинансовых рисков. Возможность противостоять этим рискам обеспечивает конкурентоспособность компании в цифровой среде.

    Как показывает мировая практика, нефинансовые риски широкого спектра (сбои в хранении персональных данных, отсутствие диалога с местным населением, где компания ведет свою деятельность, снижение трудовых стандартов) впоследствии ведут к существенным финансовым рискам. Так, вирусные атаки (например, NotPetya, WannaCry и другие) и ранее приводили к крупномасштабным сбоям в работе промышленных компаний и большим потерям для бизнеса. К слову, стоимость обычного инцидента или "сбоя" в сфере цифровой безопасности составляет около 200 тысяч долларов. Исследования кибербезопасности показали, что атаки вредоносных программ привели к увеличению расходов на IT-безопасность в 59 процентах организаций и снижению производительности (57 процентов) в 2020 году по сравнению с предыдущим годом. А угроза таких случаев для российских компаний в настоящее время только увеличивается.

    Сегодня особенно важно, чтобы государство помогало компаниям, особенно небольшим, внедрять стандарты цифрового комплаенса в свою внутреннюю политику, предлагало типовые решения по использованию IT-решений для минимизации нефинансовых рисков. Например, в части использования технологии блокчейн для обеспечения надежности цепочек поставок, которая позволяет отслеживать поставщиков и происхождение продукции на каждом этапе цепочки.

    Среди нефинансовых рисков "особняком" стоит вопрос персональных данных. При принятии бизнес-решений далеко не всегда учитываются последствия использования цифровых технологий. Внедрение цифровых решений может приводить к последствиям, связанным с неправомерным использованием персональных данных работников или клиентов, использованием уязвимостей потребителей.

    В указанном вопросе ключевую роль играет отвечающее времени регулирование правовых отношений в сфере оборота данных. На наш взгляд, оптимальным решением в этом вопросе может стать устранение ограничений по использованию обезличенных данных. То есть важно обеспечить консенсус и переход от задачи тотальной локализации бизнесом всех типов персональных данных ("всего и вся") к риск-ориентированному подходу хранения данных на российских серверах только в чувствительных для экономики сферах (финансовый сектор, здравоохранение и прочее). Разумеется, если мы хотим развивать шеринговую экономику за счет маркетплейсов и цифровых платформ, то нужно снизить нагрузку на таких информационных посредников путем отмены блокировки подобных целых сайтов во внесудебном порядке.

    Шеринговая экономика - экономическая модель, когда с помощью технологий и онлайн-платформ люди могут обмениваться активами, которые они не используют.

    Решение всех этих задач невозможно без развития комплексных стандартов цифрового комплаенса с учетом особенностей отдельных отраслей промышленности, а также устранения регуляторных барьеров в области регулирования цифровой экономики.

    Поделиться