14.06.2022 22:46
    Поделиться

    Капитан учебного судна "Паллада" поведал о морских буднях и суевериях на флоте

    Возглавлять команду такого грациозного белоснежного красавца, будто писанного со средневековых морских новелл, - дело непростое, ответственное и невероятно красивое. Так считает капитан парусного фрегата "Паллада", мечтавший о море с раннего детства, которое прошло в Сибири, за тысячи километров от океана.
    Николай Зорченко: "Паллада" - это 30 лет моей жизни, причем месяцев по 9-10 я живу именно на корабле".
    Николай Зорченко: "Паллада" - это 30 лет моей жизни, причем месяцев по 9-10 я живу именно на корабле". / Глеб Ильинский

    Рожден быть капитаном

    - Парусник - это же поэзия! Представляешь, мы пришли в Сиэтл, а там вся пристань в цветах. И очередь из желающих посмотреть наш корабль вытянулась километра на два, - улыбаясь, говорит капитан.

    Моложавый, подтянутый, бравый моряк Николай Кузьмич Зорченко уже 28 лет стоит на капитанском мостике самого романтичного учебного корабля Дальнего Востока. За его плечами пять кругосветных плаваний.

    - Скоро вот опять в рейс уходим, на 35 суток. Это же прекрасно!

    Фрегат "Паллада" - это команда в 50 человек, и каждый рейс 100-120 курсантов морских учебных заведений России из разных мест - от Керчи до Владивостока. Зорченко капитаном родился. Старший в семье, после него еще четыре брата. С детства принимал решения, за них отвечал и не раз был третейским судьей на своей сельской улице. Что интересно - он деревенский, из Сибири, море видел только на картинках и по черно-белому телевизору. Но всегда о нем мечтал. После школы сразу уехал в город Находку учиться в морском училище. На мой вопрос, что для него море, отвечает без паузы:

    - Море - это люди! К которым привыкаешь, которые надежны настолько, что словами не передать.

    Муссон вам в паруса

    Говорят, процент романтиков среди моряков очень высокий. На "Палладе" он просто зашкаливает. Одна терминология здесь чего значит: бакштаг, галс, лисель, стаксель - это же не слова, а ноты марша.

    У парусной "Паллады" есть мощные моторы. Иногда она идет на комбинированном ходу: ветер в парусах и лошадиные силы дизелей. Но это редкость. Чаще ее двигатель - ветер. Длина корабля 100 метров, шесть метров осадка, считай два этажа под водой.

    Спрашиваю капитана, что больше всего любит море? Отвечает, не задумываясь: "Дисциплину".

    - На вахту надо прийти за 10 минут до ее начала. Все посмотреть и понять. И ровно в 00.00, под бой склянок, принять вахту. По-другому моряками не становятся.

    Еще на "Палладе" команда никогда не ругается матом в присутствии курсантов. По убеждению Зорченко, курсанты - это чьи-то дети, которые скоро станут офицерами флота: "Чему мы их научим, с тем багажом они и будут жить".

    Однажды ему жаловался ветеран, который позволил себе выразиться на молодого офицера. "На "Палладе" даже боцманы такого себе не позволяют", - срезал его тот. "Я просто покраснел и растерялся", - признался он Зорченко.

    Очередь посмотреть на русский парусник, бывало, растягивалась на два километра. Так его встречали в Сингапуре. Фото: vladnews.ru

    Лица зеленого цвета

    Зашедший в порт парусник - это как праздник. Его встречают власти портового города, работники российских дипмиссий и соотечественники, живущие за границей. К поэтичному кораблю со стороны прессы всегда повышенное внимание. И никто не догадается, что до этого корабль целую неделю нещадно штормило, что ветер паруса рвал в клочья, а спать приходилось не более четырех часов в сутки. Это всё - невидимые с берега морские будни. При прибытии в любой порт команда сияет парадной формой, выбритыми щеками и улыбками.

    Зорченко убежден, что морские шторма объединяют команду. Когда море бушует и штормит несколько дней, то большинство курсантов перестают бриться, у многих лица становятся зеленого цвета, кто-то не может скрыть испуга. А потом, когда утихают волны, "Паллада" продолжает свой путь как ни в чем не бывало. Все бреются, приводят себя в порядок, становятся улыбчивыми, в глазах появляется блеск жизни.

    - Это счастливый момент. Люди понимают, что они преодолели стихию и даже себя, - подмечает капитан.

    Когда курсанты приходят на корабль перед началом морской практики, многие из них несут с собой упаковки лапши "Доширак". Спустя пару недель добрая половина коробок с сублимированным провиантом летит за борт.

    - Питание у нас отличное. Без изысков, но все качественно и вкусно. Если котлета - то настоящая! А вкусней нашего горохового супа с копченостями еще поискать, - говорит Николай Кузьмич.

    В пятницу, 13-го

    В морских походах на "Палладе" доброй традицией стали волейбольные матчи, в числе лучших игроков неизменно - капитан. Пешие прогулки по палубе - вместо бега на суше - такую традицию тоже ввел Зорченко. Ежедневно полтора часа занятий спортом на верхней палубе - это свято, на судне сложился костяк спортивных моряков, минимум 15 человек.

    Капитан "Паллады", как полагается, суеверен: пятница 13-го числа для него хуже 8-балльного шторма. Говорит, однажды он нарушил свое правило, и в пятницу 13-го отдал команду выйти в море.

    - И что вы думаете? Сетку на винт намотали прямо в бухте. Да так, что водолазы с трудом сняли.

    Моряк - не моряк, если его не ждут на берегу, считает Николай Кузьмич. Его на берегу почти полвека ждут жена и дочка. "Пап, ты даже не представляешь, как мы с мамой всегда готовились к твоему возвращению на берег, часто не спали по полночи, все про тебя говорили", - как-то сказала его взрослая дочь, офицер полиции.

    Капитан не раз был свидетелем человеческой драмы, когда видел, как замечательный специалист с глазами, полными боли, списывался на берег. И причиной был домашний ультиматум - "Или я, или море".

    - Потому умеющая ждать жена для моряка - особая и редкая награда, - говорит он.

    Справка "РГ"

    Чем известен учебный фрегат "Паллада"?

    "Паллада" - парусный трехмачтовый учебный корабль, принадлежит Дальневосточному техническому рыбохозяйственному университету. Построен в Польше в 1989 году. Назван в честь легендарного фрегата русского военного флота. 26 парусов управляются исключительно вручную, они являются основными двигателями судна. Высота грот-мачты 49,5 метра, а общая площадь парусов- 2771 кв. метр.

    У "Паллады" нет такой давней, овеянной тайнами и легендами истории, как у "Крузенштерна" и "Седова". Тем не менее, несмотря на свой относительно юный возраст, она имеет немало достижений, а кое в чем даже превосходит знаменитых парусных гигантов-старожилов. Например, именно ей принадлежит рекорд скорости для парусных судов класса "А" - 18,8 узла, или 35 км/ч. Также на счету "Паллады" уже целых 3 кругосветных плавания. Для сравнения: у "Крузенштерна" - 2, у "Седова" - 1 (за время нахождения под флагом СССР и РФ). Первая кругосветка состоялась в 1992 году и длилась 189 суток. Всего же "Паллада" совершила 150 учебных рейсов.

    Поделиться