- Парусник - это же поэзия! Представляешь, мы пришли в Сиэтл, а там вся пристань в цветах. И очередь из желающих посмотреть наш корабль вытянулась километра на два, - улыбаясь, говорит капитан.
Моложавый, подтянутый, бравый моряк Николай Кузьмич Зорченко уже 28 лет стоит на капитанском мостике самого романтичного учебного корабля Дальнего Востока. За его плечами пять кругосветных плаваний.
- Скоро вот опять в рейс уходим, на 35 суток. Это же прекрасно!
Фрегат "Паллада" - это команда в 50 человек, и каждый рейс 100-120 курсантов морских учебных заведений России из разных мест - от Керчи до Владивостока. Зорченко капитаном родился. Старший в семье, после него еще четыре брата. С детства принимал решения, за них отвечал и не раз был третейским судьей на своей сельской улице. Что интересно - он деревенский, из Сибири, море видел только на картинках и по черно-белому телевизору. Но всегда о нем мечтал. После школы сразу уехал в город Находку учиться в морском училище. На мой вопрос, что для него море, отвечает без паузы:
- Море - это люди! К которым привыкаешь, которые надежны настолько, что словами не передать.
Говорят, процент романтиков среди моряков очень высокий. На "Палладе" он просто зашкаливает. Одна терминология здесь чего значит: бакштаг, галс, лисель, стаксель - это же не слова, а ноты марша.
У парусной "Паллады" есть мощные моторы. Иногда она идет на комбинированном ходу: ветер в парусах и лошадиные силы дизелей. Но это редкость. Чаще ее двигатель - ветер. Длина корабля 100 метров, шесть метров осадка, считай два этажа под водой.
Спрашиваю капитана, что больше всего любит море? Отвечает, не задумываясь: "Дисциплину".
- На вахту надо прийти за 10 минут до ее начала. Все посмотреть и понять. И ровно в 00.00, под бой склянок, принять вахту. По-другому моряками не становятся.
Еще на "Палладе" команда никогда не ругается матом в присутствии курсантов. По убеждению Зорченко, курсанты - это чьи-то дети, которые скоро станут офицерами флота: "Чему мы их научим, с тем багажом они и будут жить".
Однажды ему жаловался ветеран, который позволил себе выразиться на молодого офицера. "На "Палладе" даже боцманы такого себе не позволяют", - срезал его тот. "Я просто покраснел и растерялся", - признался он Зорченко.
Зашедший в порт парусник - это как праздник. Его встречают власти портового города, работники российских дипмиссий и соотечественники, живущие за границей. К поэтичному кораблю со стороны прессы всегда повышенное внимание. И никто не догадается, что до этого корабль целую неделю нещадно штормило, что ветер паруса рвал в клочья, а спать приходилось не более четырех часов в сутки. Это всё - невидимые с берега морские будни. При прибытии в любой порт команда сияет парадной формой, выбритыми щеками и улыбками.
Зорченко убежден, что морские шторма объединяют команду. Когда море бушует и штормит несколько дней, то большинство курсантов перестают бриться, у многих лица становятся зеленого цвета, кто-то не может скрыть испуга. А потом, когда утихают волны, "Паллада" продолжает свой путь как ни в чем не бывало. Все бреются, приводят себя в порядок, становятся улыбчивыми, в глазах появляется блеск жизни.
- Это счастливый момент. Люди понимают, что они преодолели стихию и даже себя, - подмечает капитан.
Когда курсанты приходят на корабль перед началом морской практики, многие из них несут с собой упаковки лапши "Доширак". Спустя пару недель добрая половина коробок с сублимированным провиантом летит за борт.
- Питание у нас отличное. Без изысков, но все качественно и вкусно. Если котлета - то настоящая! А вкусней нашего горохового супа с копченостями еще поискать, - говорит Николай Кузьмич.
В морских походах на "Палладе" доброй традицией стали волейбольные матчи, в числе лучших игроков неизменно - капитан. Пешие прогулки по палубе - вместо бега на суше - такую традицию тоже ввел Зорченко. Ежедневно полтора часа занятий спортом на верхней палубе - это свято, на судне сложился костяк спортивных моряков, минимум 15 человек.
Капитан "Паллады", как полагается, суеверен: пятница 13-го числа для него хуже 8-балльного шторма. Говорит, однажды он нарушил свое правило, и в пятницу 13-го отдал команду выйти в море.
- И что вы думаете? Сетку на винт намотали прямо в бухте. Да так, что водолазы с трудом сняли.
Моряк - не моряк, если его не ждут на берегу, считает Николай Кузьмич. Его на берегу почти полвека ждут жена и дочка. "Пап, ты даже не представляешь, как мы с мамой всегда готовились к твоему возвращению на берег, часто не спали по полночи, все про тебя говорили", - как-то сказала его взрослая дочь, офицер полиции.
Капитан не раз был свидетелем человеческой драмы, когда видел, как замечательный специалист с глазами, полными боли, списывался на берег. И причиной был домашний ультиматум - "Или я, или море".
- Потому умеющая ждать жена для моряка - особая и редкая награда, - говорит он.
"Паллада" - парусный трехмачтовый учебный корабль, принадлежит Дальневосточному техническому рыбохозяйственному университету. Построен в Польше в 1989 году. Назван в честь легендарного фрегата русского военного флота. 26 парусов управляются исключительно вручную, они являются основными двигателями судна. Высота грот-мачты 49,5 метра, а общая площадь парусов- 2771 кв. метр.
У "Паллады" нет такой давней, овеянной тайнами и легендами истории, как у "Крузенштерна" и "Седова". Тем не менее, несмотря на свой относительно юный возраст, она имеет немало достижений, а кое в чем даже превосходит знаменитых парусных гигантов-старожилов. Например, именно ей принадлежит рекорд скорости для парусных судов класса "А" - 18,8 узла, или 35 км/ч. Также на счету "Паллады" уже целых 3 кругосветных плавания. Для сравнения: у "Крузенштерна" - 2, у "Седова" - 1 (за время нахождения под флагом СССР и РФ). Первая кругосветка состоялась в 1992 году и длилась 189 суток. Всего же "Паллада" совершила 150 учебных рейсов.