Министерство финансов внесло на рассмотрение в правительство законопроект о государственном регулировании табачного рынка. Как сообщили в ведомстве, документ систематизирует и усовершенствует действующие практики регулирования производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции, а также сырья и оборудования для их производства. Законопроектом предполагается определение единого федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в области производства и оборота продукции и сырья.
Законопроект призван обеспечить дальнейшее сокращение доли нелегального рынка с перспективой увеличения наполнения государственного бюджета на дополнительные 100 млрд рублей в год.
Предложенные меры контроля включают в себя введение системы лицензирования деятельности в сфере производства и импорта табачной и никотинсодержащей продукции, а также сырья для их производства, регистрацию основного технологического и производственного оборудования. Впервые законопроектом вводится контроль за оборотом технологического оборудования в отрасли. Неиспользуемое оборудование будет консервироваться, используемое для незаконного производства - уничтожаться.
Предполагаются дополнительные ограничения на перемещение немаркированных табачных изделий и никотинсодержащей продукции, запрет на розничную продажу продукции без потребительской упаковки, а также обязательное наличие пакета сопроводительных документов и цифровой маркировки при обороте легально произведенной продукции. По мнению авторов законопроекта, все эти меры будут способствовать предотвращению незаконного производства и нелегального оборота.
Прослеживаемость продукции, учет сырья и объема производства готовой продукции будут обеспечены за счет использования системы цифровой маркировки ЦРПТ "Честный знак", которая стала обязательной в отрасли с 2019 года и уже показала свою эффективность.
Представители табачной отрасли позитивно отреагировали на инициативу, отметив конструктивное взаимодействие с Минфином на всех этапах разработки законопроекта.
"Мы приветствуем внесение законопроекта на рассмотрение правительством, считаем, что это логичная веха развития системного отраслевого регулирования. Принятие документа будет способствовать развитию действующих контрольных мер и дальнейшему "выдавливанию" нелегальной продукции с российского рынка легально произведенной", - отметил Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России. По его словам, разработка законопроекта проходила в рамках открытого и профессионального диалога. "Мы видим, что нашу позицию - позицию бизнеса - услышали", - добавил Сергей Слипченко.
По оценке представителей отрасли, принятие законопроекта не окажет влияния на ценообразование готовой продукции, так как ее конечная стоимость в большей степени зависит от ставок акциза, НДС и себестоимости сырья, на которую инициатива влияния не окажет.
По оценкам экспертов, которые приводит Минфин, доля нелегальной табачной продукции в России за 2016-2018 годы увеличилась с 1,5% до 8%. В 2021 г., по данным исследования проведенного "Национальным научным центром компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге России, доля нелегальной торговли сигаретами составила 11,5%. Только за 2020-2021 гг. правоохранительными и контрольно-надзорными органами было изъято более 2 млрд штук нелегальных сигарет, что почти в два раза больше, чем за предыдущие два года.