15.06.2022 02:12
    Поделиться

    В Киргизии пройдет альпиниада с участием спортсменов из России

    85 лет назад советским альпинистам покорилась одна из опасных вершин
    В Караколе продолжается серия мероприятий, посвященных приданию городу статуса культурной столицы СНГ. В ближайшие дни в административной столице Иссык-Кульской области пройдет уникальное соревнование, в котором примут участие лучшие альпинисты стран Содружества. Оно названо "Каракол - точка отчета" и будет включать в себя восхождение на местный пик, имеющий неоднозначную репутацию. Более того, сама альпиниада посвящена юбилею первой экспедиции на эту горную вершину.
    Одно из немногих фото, сделанных перед началом штурма пика Каракольский в 1937 году.
    Одно из немногих фото, сделанных перед началом штурма пика Каракольский в 1937 году. / Федерация альпинизма РФ

    Август летом

    Пик Каракольский - а именно о нем и идет речь - впервые покорили летом 1937 года. Высота его составляет чуть более пяти тысяч метров над уровнем моря. На Тянь-Шане есть точки гораздо значительнее. Но, как утверждают альпинисты, по капризности Каракольский превосходит даже такие семитысячники, как Хан Тенгри и пик Ленина.

    Долгое время вершина упорно не желала подпускать к себе человека. В 1935 году группа альпинистов едва не погибла в самом начале восхождения. На следующий год экспедицию на середине пути накрыл сильнейший снежный обвал. Лишь чудо спасло людей от гибели. Наконец в 1937-м покорить вершину отважился известный российский медик Август Летавет. Он не был профессиональным альпинистом, но, побывав в горах лишь раз, навсегда, как выражаются скалолазы, заболел ими и излечиться от этой зависимости не смог до конца жизни.

    Сам Август Летавет родился на небольшом латышском хуторе Сенули, где нет манящих снежных вершин. По окончании школы молодой человек выбрал для себя профессию врача. В 1917 году, окончив факультет гигиены 2-го Московского мединститута, он поступил на работу санитарным инспектором Народного комиссариата труда. В 1923 году ему предложили должность ассистента кафедры. Но примерно тогда же у начинающего ученого появляется еще одна страсть - альпинизм.

    Свое первое восхождение, как он позже напишет в одной из своих книг, в "настоящие горы" Летавет совершил в 1925 году в Приэльбрусье. Правда, это было скорее ознакомительное путешествие, чем настоящий штурм вершины, но именно оно проложило ему путь в альпинизм профессиональный. Потом в экспедиции Август стал оправляться каждый год, и всякий раз он ставил перед собой все более амбициозные цели.

    Летом 1930 года Август впервые отправился в поход в только что образованный Советский Таджикистан. Здесь исследователь совмещал приятное с полезным. Он оказывал всевозможную помощь местным врачам, которых в то время в молодой республике было катастрофически мало. Заодно занимался обследованием ледников и перевальных путей в хребте Петра Первого.

    Ступеньки в небо

    Спустя два года Август Летавет приехал на Тянь-Шань. Он с товарищами планировал пересечь хребты Терскей и Кунгей-Алатау, покорить пик Сарытор, пройти ледник Петрова, разведать хребет Кокшаалтау и наконец подняться на перевал Ак-Огуз.

    "В качестве тренировки было принято решение подняться из города Пржевальска на ближайшую большую вершину - пик Сарытор высотой чуть больше пяты тысяч метров - и осмотреть одноименный ледник. При восхождении группа впервые познакомилась с коварными свойствами тянь-шанского снега, от которых страдала потом не раз. Высотный снег на северных склонах вершин мучнистый, рыхлый и сухой. В этот снег иногда проваливаешься по грудь. Подъем по такому снежному склону, особенно при значительной его крутизне, крайне изнурителен. Подниматься, выбивая ногой ступеньки, невозможно: приходится в снегу прорывать как бы траншею, действуя при этом как ногами и руками, так и всем корпусом. После такой подготовки, когда достигнуто более или менее прочное основание, наконец ощущаешь под ногами подобие ступеньки. Однако очень часто, став на такую "ступеньку", съезжаешь обратно, и всю мучительную работу надо начинать сначала", - напишет он позже в своей книге ""Путешествия и исследования альпинистов в Центральном Тянь-Шане".

    Для того чтобы осмотреть вершины района своей работы, Август с товарищами поднялся на гребень скал, и оттуда их взорам открылись замечательные по красоте вершины. Под ногами альпинистов проплывали облака...

    Завершить начатое

    Организация экспедиции на один из самых труднодоступных в то время ледник "Каракольский" и одноименный пик началась задолго до восхождения. В 1936 году альпинисты решили тщательно исследовать хребет Куйлю, расположенный в Центральном Тянь-Шане, к юго-востоку от озера Иссык-Куль, и лишь спустя год, летом 1937-го, началось легендарное восхождение на "капризную" вершину. В состав экспедиции Летавета вошли московские альпинисты Николай Попов, Григорий Белоглазов и киргизстанец Владимир Рацек.

    "Каракольский пик представляет окованную льдом трапециевидную вершину. Мы рассматривали два варианта восхождения. Один из них - форсировать очень крутую ледяную стену в более низкой ее части к востоку от вершины, а затем по довольно длинному ледяному гребню выйти к вершине. Второй - подняться с северо-запада по довольно сложному ледниковому и скалистому маршруту прямо к вершине. Этот путь нам казался тогда более реальным, хотя и более длительным для осуществления", - опишет Летавет события лета 1937 года в дневнике.

    Штурм северной стены пика Каракольского оказался сложным. Движение двумя тройками было довольно медленным. Ледяные склоны покрывал лишь тонкий слой снега. Поэтому почти весь подъем пришлось совершить со страховкой при помощи ледовых крючьев.

    - Восхождение на пик Каракольский было еще и важной стратегической задачей, - рассказал корреспонденту "РГ" мастер спорта по альпинизму Сергей Корватов. - Во время той экспедиции были открыты и нанесены на карту ранее неизвестные маршруты, которые впоследствии закрыли военные. Кстати, на некоторых документах, посвященных экспедиции, до сих пор стоит гриф "секретно". Сам же путь был кошмарным. Погода неустойчивая - то наступало прояснение и внизу на леднике можно было отчетливо рассмотреть оставленные палатки, то набегал такой густой туман, что с трудом можно было различать альпинистов своей связки. Им пришлось заночевать в небольшой расщелине, на миниатюрной площадке, укрепив палатки посредством ледяных крючьев. Велика была опасность обвала огромных ледяных глыб.

    Подъем по отвесной скалистой стене занял почти весь следующий день, и лишь к вечеру наконец альпинистам удалось выбраться на долгожданный гребень. Это было настоящее лезвие ножа, правда, зазубренного. Южная сторона гребня представляла такую же крутую стену с той лишь разницей, что в большей своей части она была скалистая. Внизу виднелся покрытый множеством трещин один из ледников, дающих начало реке Куйлю.

    С большим трудом участникам восхождения на самом гребне удалось приготовить безопасную площадку для палаток.

    "Едва ли здесь было больше уюта, чем при предыдущей ночевке на стене, - вспоминал Летавет. - Гребень, ведущий к вершине, не предвещал ничего хорошего. Решив продолжить восхождение утром, легли отдохнуть. Разведка показала, что путь к вершине может занять еще два дня, так как гребень в нескольких местах прерван глубокими провалами, обход которых мог представить значительные трудности. На физическом состоянии участников сказывалось и отсутствие тренировки - это было первое восхождение сезона".

    Впоследствии его назовут "восхождением года". Хотя, как утверждают современные альпинисты, подняться на пик Каракольский и сегодня способен далеко не каждый спортсмен.

    P.S.

    Автор материала благодарит Федерацию альпинизма РФ и администрацию города Каракол Иссык-Кульской области Киргизии за помощь в подготовке материала.

    Поделиться