Стоит напомнить, что глава российского МИД Сергей Лавров уверен, что с их наличием проблем не будет. Если Запад "прекратит покупать нефть и газ, наш вице-премьер Александр Новак, который курирует энергетическую сферу, подробнейшим образом рассказал о том, что мы не будем уговаривать покупать наши нефть и газ. Захотят они чем-то заменить - ради бога. У нас рынки для сбыта будут - и они уже есть", - так заявил дипломат еще в начале марта после переговоров со своим украинским коллегой Дмитрием Кулебой в Турции.
Похожее мнение высказал в беседе с российскими информагентствами и заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. Он заявил, что "большая часть населения мира не поддерживает санкции против России, мы можем найти новые рынки сбыта нашей нефти в Азии, Юго-Восточной Азии, в Африке. Даже при торговле с дисконтом бюджет РФ не пострадает".
Одним из наиболее перспективных рынков, безусловно, является Китай. Причем в Поднебесную может идти не только газ или нефть, но и уголь, которому в Китае часто отдают предпочтение из-за его дешевизны.
С этим тезисом, кстати, согласны и зарубежные аналитики. Так, в банке Morgan Stanley утверждают, что импорт российского угля в Китай увеличится на 30 процентов, до 71 миллиона тонн, в 2022 году - туда направят уголь, который предназначался для Японии. В ушедшем 2021 году объемы экспорта угля в эту страну составили около 53 миллионов тонн.
Да и весь Азиатско-Тихоокеанский регион уже готов к сотрудничеству с Россией в сфере энергетики, такое убеждение высказала официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова. Констатировав, правда, что это дело небыстрое, так как необходимо будет перестраивать те логистические цепочки, которые были раньше нацелены на Старый Свет.
С доходами от экспорта также не должно быть серьезных проблем. По состоянию на середину мая стоимость нефти увеличилась на 38 процентов, cредняя цена российской экспортной нефти сорта Urals в мае 2022 года составила 78,81 доллара за баррель. Подскочил в цене и тот же уголь - по оценкам зарубежных аналитиков, например, норвежской Rystad Energy, на середину марта 2022 года тонна угля стоила 462 доллара, и, вероятно, подскочит в этом году до 500 долларов за тонну.
В результате, как уже подсчитали в Международном энергетическом агентстве, доход России от продажи нефти вырос почти на 50 процентов с начала 2022 года, по оценкам МЭА, с начала этого года Россия ежемесячно зарабатывала около 20 миллиардов долларов от совокупных продаж нефти и нефтепродуктов. Что же касается перспектив на весь нынешний год, то их оценил Bloomberg, заявив, что доходы России от экспорта нефти и газа в 2022 году могут составить 285 миллиардов долларов.
Если смотреть на статистику, то с начала года растут поставки в первую очередь в Индию, а во вторую очередь - в Китай, напоминает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Это первый из "старых новых" рынков сбыта, сотрудничество с которым только растет.
Еще один из таких же рынков - Восточная Европа.
"Страны, "подсоединенные еще с советских времен к нефтепроводу "Дружба", имеют НПЗ, которые ориентированы именно на российскую нефть с учетом ее плотности, сернистости и других показателей. Они в принципе не могут использовать другую нефть, кроме российской. Еще одно исключение сделано для Болгарии, которая получает нефть по морю из Новороссийска в Бургас", - перечисляет эксперт.
По его мнению, такие страны, как Чехия, Венгрия, Болгария, будут увеличивать объемы нефтепереработки. Есть заводы, подключенные к "Дружбе", еще в Польше и в Германии. При этом ориентация на российскую сернистую нефть для НПЗ может стать проблемой в целом ряде стран Европы в попытке соблюсти эмбарго на российское "черное золото".
"Похожая нефть есть в Иране, но он - под санкциями. Еще - Венесуэла, но она дружит с Россией и не дружит с США. К тому же модернизация требует не только времени, но и серьезных денег", - говорит Сергей Правосудов.
На этом фоне, кстати, европейские аналитики уже начинают "беспокоиться" за Венгрию, которая может финансово выиграть из-за того, что ей некуда деваться от российской нефти.
Беспрепятственное получение по "Дружбе" сырья, которое на 30 процентов дешевле, чем сорт Brent, даст возможность Будапешту экспортировать нефть и нефтепродукты в Европу по международным ценам и получать неплохую прибыль.
Поэтому Европе приходится изворачиваться. "Компания Shell уже заявила о том, что она смешивает российскую нефть с другой, и если доля нашей получается менее половины, то нефть уже не считается российской и ею можно торговать и ее можно приобретать", - рассказывает Сергей Правосудов.
Что же касается совсем новых рынков, то, считает эксперт, прежде всего нужно смотреть на те из них, которые растут сейчас и которые будут расти в ближайшей перспективе.
"В Азиатско-Тихоокеанском регионе есть Вьетнам, где еще в советские времена были совместные предприятия в сфере энергетики, тот же "Вьетсовпетро". Есть еще Африка, с которой Россия традиционно взаимодействует уже многие десятилетия, и где есть возможность расширить наше сотрудничество, в том числе и в сфере энергетики", - резюмирует эксперт.
Кстати, что касается Африки, то российские нефтегазовые компании уже достаточно давно выстраивают отношения с целым рядом стран Африканского континента. В Минэнерго России еще несколько лет назад отмечали высокий потенциал сотрудничества с Нигерией в части реализации нефти, нефтепродуктов и СПГ. Есть у этой страны интерес и к привлечению России для геологоразведки на своей территории, на шельфе Гвинейского залива. Есть различные варианты развития сотрудничества с Ганой, Камеруном, Конго и Египтом. И, учитывая тот факт, что около 70 процентов газовых ресурсов Африки расположено на глубоководном шельфе и лишь 18 процентов - на суше, а у России накоплен серьезный опыт шельфовых работ, потенциал совместной деятельности достаточно велик.