15.06.2022 21:01
    Поделиться

    Одной цепью связаны: Фаберже, станция "Юпитер" и голограммы

    Государственный исторический музей продлил работу экспозиции "Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России" до начала июля. Что позволяет сохранить преемственность поколений ювелирных мастеров прошлого и настоящего, как современные технологии сочетаются с наследием Карла Фаберже, может ли янтарь выглядеть как настоящий драгоценный камень, что такое "капля вечности" и зачем Гохрану понадобились голограммы, IPQuorum расспросил ведущего специалиста выставки "Алмазный фонд" Александру Юрченко.
    IPQuorum, Александр Казаков

    - Почему, на Ваш взгляд, выставка пользуется популярностью у посетителей?

    - Мне кажется, дело в том, что в экспозиции представлены как именитые русские мастера-ювелиры XVIII‒XX веков, так и совсем молодые дизайнеры, участники конкурса "Россия. XXI век". Многим интересно увидеть, как наша история отражается в современных шедеврах, как традиции обретают совершенно иное звучание благодаря современным технологиям. При этом ключевым моментом для всего русского ювелирного дела являются чистота и высокий уровень отделки, качество исполнения каждой вещи, причем как ее лицевой стороны, так и оборотной. Внимание к традициям сочетается с мастерством обработки различных материалов, камней, металлов. Кроме того, на выставке есть два предмета, которые демонстрируются впервые. Это серебряный кувшин, изготовленный знаменитой фирмой Сазиковых в 1856 году для награждения шотландского агронома за вклад в развитие сельского хозяйства Российской империи, и ковш, предназначенный для подарка членам французской делегации по случаю визита президента Эмиля Франсуа Лубе в Российскую империю в 1902 году. Благодаря мастерам фирмы Ивана Морозова предмет богато украшен эмалью и сканью.

    - Расскажите о ювелирном конкурсе "Россия. XXI век".

    - Гохран как государственное хранилище ценностей министерства финансов России имеет возможности не только хранить, изучать шедевры и традиции прошлого, но и активно участвовать в жизни современного ювелирного дела. Конкурс "Россия. XXI век" - это один из способов поддержать наших талантливых современников, причем как начинающих, так и уже сформировавшихся мастеров, признанных как у нас, так и на международном уровне. Собственно, на этом и держится рукотворная связь времен.

    В этом году на конкурс было прислано более 500 заявок от современных мастеров из 46 городов России. А значит, на суд профессионального жюри поступило свыше 1500 предметов ювелирного искусства. Важно сказать, что на конкурсе представлены именно авторские работы. Потому что часто бывает, что мы знаем бренд, но понятия не имеем о мастерах, которые за ними стоят.

    - Представьте самые яркие работы, которые можно увидеть на выставке.

    - Одно из красивейших произведений на выставке - кольцо "Ромашка" Сергея Изместьева, победившего в номинации "Ювелирные техники: традиции в мастерстве". "Ромашка" состоит исключительно из бриллиантов, в центре мы видим камень весом чуть более трех карат насыщенного ярко-оранжевого цвета, обработанный фантазийной огранкой октагон, то есть восьмигранник. Вокруг восемь бриллиантовых лепестков, каждый собран из трех разновеликих багетов (багет - огранка прямоугольной формы). На выставке можно рассмотреть кольцо со всех сторон: с изнанки оно так же совершенно, как и с внешней стороны. У нас представлены и другие произведения мастера, чтобы был виден контекст, в котором он творит. Сердцевиной каждого украшения является уникальный камень: рубеллит (разновидность турмалина), изумруд, обработанный кабошоном (благодаря этому он имеет такую гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней), танзанит в окружении жемчуга.

    Очень интересный экспонат - кольцо "Инверсия" Виктории Синельниковой и Вероники Мухи, победивших в номинации "Использование нетрадиционных материалов в авторских работах". Перед нами - союз ювелирного искусства и лаковой миниатюры на папье-маше. В результате мы можем видеть панораму вечерней Москвы. По центру как ночной страж встроена Семиверхая, или Алексеевская башня, которая когда-то была частью Белгородской стены.

    Отдельного упоминания заслуживает номинация "Мастерство художественной огранки". То есть если у Изместьева мы видим, как драгоценные камни раскрывают свою красоту в окружении других камней, благородных металлов, то здесь они представлены как самостоятельные произведения искусства. Победителем стал Виктор Тузлуков, продолжающий традицию пасхальных подарков фирмы Карла Фаберже.

    Перед нами - фианит лилового цвета. На камень нанесено 3600 граней, каждая из которых символизирует собой секунду. 3600 секунд - это астрономический час. Яйцо так и называется "Час (Капля вечности)". Таким образом мастер призывает нас ценить каждое мгновение, потому что именно из них складывается вечность.

    Интересный экспонат создан творческим и семейным дуэтом Эдуардом и Надеждой Ахметшиными - три бесцветных топаза входят в единую серию, которая называется "Зимняя". Работа посвящена Альме Пиль, единственной женщине-ювелиру, которая работала у Карла Фаберже в начале XX века.

    - С развитием технологий создавать такие шедевры становится легче?

    - Конечно, сейчас в помощь компьютер, 3D-моделирование, 3D-сканеры, новые материалы. Например, если говорить о "Капле вечности" Виктора Тузлукова, то именно компьютер помог рассчитать огранку камня, чтобы максимально выразить авторскую идею в камне.

    Также прекрасный пример использования технологий для художественной огранки - работа Дмитрия Саморукова, которому удалось огранить янтарь. Многие пробовали использовать этот материал, но смола даже в твердом состоянии настолько мягкая, что полировка не удавалась. Нужно было подобрать специальное оборудование и особый инструмент, чтобы грани не "заваливались" и получился этот эффект драгоценного камня. Если не знать, что это янтарь, то можно запросто принять его, например, за топаз.

    Продолжая тему материалов, могу сказать, что на выставке помимо золота и серебра представлен, скажем, титан. Он легкий, прочный, а главное, благодаря технике оксидирования металл может становиться розовым, голубым, как, например в серьгах "Ваадху" Евгения Данилова. Бывает, что поверхность приобретает радужный перелив цветов. Прогресс также подарил возможность использовать синтезированные камни. Так, например, для колец Bigbadaboom и Cubed cube Владислав Глынин взял синтетические рубины и наноситалы. Причем наноситалы были специально созданы именно для этих двух украшений: в первом случае они имеют серо-графитовый оттенок, а во втором им придан так называемый цвет параиба, одной из разновидностей турмалина. Если говорить простыми словами, то это кристаллизированное стекло, в основе которого оксиды кремния и алюминия. Так как искусственный камень с универсальной химической основой, его цветовая палитра практически бесконечна. Нужно отметить, что изобретены они у нас и производятся исключительно в Московской области.

    - Продолжая тему современности, давайте поговорим про такую номинацию, как "Отражение сегодняшнего времени в произведениях ювелирного искусства".

    - Здесь я бы отметила победителя Виктора Коренного. На выставке представлены серьги "Линии пространства" и кольцо "Станция Юпитер". Мастер по своей профессии инженер-механик, что и нашло отражение в его работе. Многим также очень нравится кольцо "Астрономия", созданное Максимом Одинцовым.

    - Еще одно интересное нововведение выставки - использование голограмм. Для чего это понадобилось?

    - В первую очередь они нужны для того, чтобы познакомить более широкий круг зрителей с предметами, которые нельзя вывозить из места хранения - например, шедевры ювелирного искусства Алмазного фонда Московского Кремля. Чтобы они могли "путешествовать", были созданы ультрареалистичные полноцветные голограммы. Появились они благодаря совместному проекту Гохрана России, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и их коллег из Греческого института голографии. Создаются голограммы с помощью относительно компактной трехцветной лазерной камеры. Сканирование предмета происходит непосредственно в помещении хранилища, а затем получившуюся пластину особым образом обрабатывают, чтобы проявились цвета эмульсии. Именно она создает объемный эффект и делает каждую вещь практически настоящей. Правда, для того чтобы объем стал видимым, требуется специальное освещение. На сегодняшний день существует 11 голограмм, но в будущем мы надеемся запечатлеть таким образом как можно больше предметов нашей коллекции.

    ***

    Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте ©IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы международного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы.

    Поделиться