Как продвигается диверсификация производства и что планируется выпускать в ближайшем будущем, "РГ" рассказал заместитель генерального директора АО "КТРВ" по корпоративному строительству и инвестициям Вадим Хромов.
Вадим Валерианович, какие виды гражданской продукции выпускает сейчас КТРВ и какие направления планируется развивать в ближайшее время?
Вадим Хромов: В основе подавляющей части продукции лежат компетенции, приобретенные в рамках реализации основной нашей деятельности - оборонной. Мы производим космические аппараты, бортовое оборудование для авиации, а также автоматизированные системы контроля, учета и сбора данных, датчики для различной техники и для ЖКХ, системы накопления электрической энергии, радиолокационное оборудование для судоходства. Производим осевой режущий инструмент для предприятий корпорации и для сторонних потребителей.
Одним из перспективных направлений я бы отметил литий-ионные аккумуляторы и элементы питания. Мы умеем проектировать и производить аккумуляторы с разными электролитами и с разными катодными и анодными материалами. В надежных и эффективных отечественных аккумуляторах сейчас заинтересованы все, ведь у каждого как минимум есть смартфон, планшет или ноутбук.
Другое перспективное направление - медицинские изделия, в частности производство эндопротезов, например, протезов шейки бедра. Мы реализуем проект с использованием для этих целей углерод-углеродных композиционных материалов. Изготовленные из них протезы или поддерживающие пластины обладают неоспоримым преимуществом: они гораздо лучше приживаются, поскольку углерод для организма - естественный химический элемент, в отличие от любого металла.
Расскажите подробнее о гражданской продукции для авиации и космоса. Что она собой представляет и какие решает задачи?
Вадим Хромов: АО "КТРВ" разработала комплекс бортового оборудования для малой авиации - аналог зарубежной Garmin G1000. Это на сто процентов российская разработка, которая может стать заменой для всех систем управления малых самолетов. У авиапроизводителей не будет сложностей с сервисным обслуживанием и будет доступ к комплектующим, ведь все составные части этой системы производятся в России на предприятиях АО "КТРВ".
Наша бортовая аппаратура пригодна для установки на самолеты, которые проектируют "Уральский завод гражданской авиации" и S7. Этой системой оснащен новый учебный самолет СР-10, который мы создали совместно с пилотами из военных училищ. Он сейчас проходит тестирование, и пилоты-испытатели очень довольны и самолетом, и бортовой системой.
В части прочих компетенций также делаем из композитных материалов гондолы и другие части для авиационных двигателей ПД-14, которые сейчас начали устанавливать на самолеты МС-21. Композитные части производятся из углеродных материалов, это позволяет уменьшить вес двигателя и повысить качество его работы.
Если говорить о космической технике, мы, например, производим аппараты дистанционного зондирования Земли в радиоспектре. Они позволяют видеть земную поверхность в любое время суток и в любых погодных условиях. Аппараты можно использовать для мониторинга ледовой обстановки, состояния нефтепроводов и газопроводов в труднодоступных местах. Недавно спроектировали такой аппарат малого размера - в 2,5 раза легче сейчас производимого. Теперь одна ракета-носитель может выводить на орбиту до 8 спутников. И главное, при проектировании аппарата использовалась полностью отечественная элементно-компонентная база.
Вы говорили о производстве аккумуляторов для разной техники. Входит ли сюда электротранспорт?
Вадим Хромов: Конечно. Для электротранспорта мы разрабатываем электрозарядные станции и аккумуляторные батареи. Наше предприятие - Рязанское конструкторское бюро "Глобус" участвовало в доработке электрозарядных станций с прямым и с обратным пантографом для московских электробусов. Мы создаем собственную зарядную станцию и рассчитываем в этом году провести ее тестирование.
Важный элемент электротранспорта - батарея. Наши аккумуляторные батареи успешно зарекомендовали себя на продукции двойного назначения, но также мы начали конструировать батарею для коммунальной техники, которую сами же проектируем. Эти аккумуляторы будет изготавливать наше предприятие АО "Уралэлемент".
Мы также взаимодействуем по новым продуктам с производителями транспортных средств на электротяге - группой компаний "КАМАЗ", "ГАЗ" (Ликинский автобусный завод). В планах "КАМАЗа" создать грузовик и карьерный самосвал на электротяге. Для нас это вызов: там более емкие батареи, а требования по скорости и качеству зарядки будут примерно те же, что у электробусов. А значит, это большие токи и дополнительные системы охлаждения. Наша задача - решить этот вопрос максимально выигрышно как для производителя автотранспорта, так и для потребителей. Сейчас мы согласовываем требуемые параметры и в скором времени приступаем к конструированию.
КТРВ сообщала о новых разработках для освоения Арктики и развития Северного морского пути. Что делается в этом направлении?
Вадим Хромов: Работы в Арктике связаны в первую очередь с нашей компетенцией по радиолокации. Космические аппараты с локаторами на базе активной фазированной решетки могут собирать информацию о местоположении и типе льда, что позволит эффективно планировать маршруты для ледоколов.
Второе направление - это мониторинг ледовой обстановки с помощью радаров, находящихся на земной поверхности. Можно в режиме реального времени следить за тем, как в той же Обской губе перемещаются ледовые поля и как они пересекают судоходный канал. Чтобы такая система функционировала, мы сейчас заканчиваем разработку системы беспроводной передачи данных от радара к радару. Ведь не во все точки можно дотянуть кабель, и не всегда доступна спутниковая связь.
Третья разработка - это интегрированный комплекс бортового оборудования с подвесным контейнером, в котором находятся датчики толщины льда и локатор ледовой обстановки, определяющий местоположение и скорость движения льда. Такой контейнер может быть подвешен на вертолет или легкий самолет. Он может отслеживать маршруты, по которым должны идти суда, чтобы те не попали в ледовый плен. Пока такой аппаратуры ни у кого нет. Мы уже создали опытный образец контейнера и планируем испытать его в следующий ледовый сезон.
В настоящее время в связи с западными санкциями особенно актуальным стал вопрос импортозамещения. Что корпорация делает в этом направлении?
Вадим Хромов: Начнем с самой простой, но важной позиции - это режущий инструмент для станков: фрезы, резцы и т.д. Без него невозможно ничего произвести, даже если поставить к станку 10 работников. А если придется использовать другой инструмент, то надо будет переоснащать и перестраивать технологические процессы, а это потеря времени и денег. Поэтому мы заранее начали производить инструмент сами. Его выпускает наше предприятие "Стрела", и с прошлого года оно снабжает им всю корпорацию - 40 предприятий. "Стрела" производит режущий инструмент более чем на 200 миллионов рублей в год. И сейчас мы готовы поставлять его и внешним заказчикам.
Также, конструируя приборы, в которых много электроники, мы научились сами ее проектировать. Мы разрабатываем нужную нам электронику и заказываем ее производство фаундри-фабрикам (предприятия, выпускающие полупроводниковые компоненты. - Прим. "РГ"). В настоящее время АО "КТРВ" активно работает с фаундри-фабриками в России, например, в Санкт-Петербурге.
В прошлом году мы начали еще один проект, который можно смело отнести к импортозамещению. Это разработка буровой насосной установки - одной из основных частей комплекса оборудования для бурения скважин. Мы сконструировали установку с использованием отечественного двигателя и преимущественно российских комплектующих. Планируем начать испытание установки уже в июне. Сначала на заводе, и если все пройдет успешно, то в конце лета или в сентябре мы сможем поставить наше изделие на реальную буровую установку.
Вашим проектам, несомненно, нужны самые квалифицированные кадры. Где вы их находите и на каких специалистов сейчас особенно высокий спрос?
Вадим Хромов: Мы сотрудничаем с вузами, готовящими необходимых нам специалистов. Например, с Технологическим университетом им. А.А. Леонова в Королеве, с Московским авиационным институтом, где у нас есть профильная кафедра, а также с МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ и другими. Вместе с Государственным университетом "Дубна", одним из наших партнеров в разработке новых элементов питания, мы обратились в Министерство науки и высшего образования РФ с инициативой создания передовой инженерной школы по электротехнике. Она будет организована на базе действующей кафедры университета.
Нам сейчас нужны специалисты, имеющие конструкторские и инженерные компетенции, ведь ни одно предприятие не может быть эффективным в долгосрочном периоде, не умея конструировать. Конструкторы также важны для проектов импортозамещения, поскольку возникает потребность в реверс-инжиниринге огромного количества изделий.
И еще одно направление, важное для всех отраслей, - цифровизация. Для нас это цифровое моделирование и проектирование новых изделий. К сожалению, чтобы привлечь специалистов, приходится конкурировать с ИТ-компаниями, которые имеют существенные льготы для своих работников. У промышленных предприятий таких льгот нет. Тем не менее мы привлекаем заинтересованных высококвалифицированных специалистов и стараемся обеспечить их всем необходимым. Например, предоставляем возможность приобретения квартир по льготной стоимости, займы для покупки жилья или же компенсируем часть арендной платы за поднаем жилья.
Реализуя свои проекты, АО "КТРВ" опирается на собственные силы или кооперируется с другими компаниями?
Вадим Хромов: Корпорация заинтересована в сотрудничестве. Те же буровые насосные установки мы делаем вместе с независимыми конструкторами. В сфере микроэлектроники работаем с малыми и средними предприятиями, которые создают специализированные изделия, например, элементы активных фазированных решеток или пластины для производства микроэлектроники. С такими компаниями мы готовы не просто сотрудничать, но и входить в их капитал, позволяя получить финансовую поддержку.
Нам интересно привлекать компании с инженерно-конструкторскими компетенциями, которые уже продвинулись в развитии собственного продукта. Мы, в свою очередь, можем быть интересны им как партнер, который даст доступ к финансам и к рынку, обеспечит необходимым административным ресурсом, а также позволит выйти на новый уровень компетенций. Мы сейчас, например, работаем над изготовлением беспилотных летательных аппаратов, и нам интересны партнеры, имеющие серьезные наработки в данном направлении. Те же контейнеры для Севморпути возможно установить на большой беспилотник, главное, чтобы он умел летать в условиях Севера.
Корпорация открыта к участию в любых конструкторско-производственных проектах. Мы приглашаем к сотрудничеству малые, средние и крупные компании по задачам, связанным с приборостроением, машиностроением, радарной, подводной, надводной и надземной тематикой, авиацией и медициной. Мы готовы рассматривать различные проекты и находить механизмы совместной реализации конструкторских идей.