ПМЭФ: Развитие северных городов идет по пути внедрения креативной индустрии

Специфика развития северных территорий России требует особого подхода, и дело тут не в объеме инвестиций. К такому выводу пришли участники дискуссии "Формирование архитектурной идентичности северных городов", которая состоялась в стартовый день Петербургского международного экономического форума.
Креативный проект "Ковдор - столица Гипербореи" помог небольшому заполярному городу стать центром притяжения туристов. (На фото - скала "Голова воина", один из самых известных артефактов в окрестностях Ковдора).
Креативный проект "Ковдор - столица Гипербореи" помог небольшому заполярному городу стать центром притяжения туристов. (На фото - скала "Голова воина", один из самых известных артефактов в окрестностях Ковдора). / Александр Шворнев

Конечно, архитектура в данном случае не сводится к результатам строительства. Ее стоит понимать как внутреннюю структуру, устройство сообщества проживающих в городе людей. Общие проблемы северных территорий - труднодоступность, суровые климатические условия, дефицит рабочей силы, цифровое и логистическое неравенство. Кроме того, необходимо помнить, что большинство таких населенных пунктов создавались как промышленные центры, то есть места для работы, а не для жизни. В сегодняшних условиях это отношение необходимо менять, убежден Афанасий Саввин, генеральный директор АО "Корпорация развития Республики Саха (Якутия)".

- Якутия известна, прежде всего, как сырьевой регион, у нас добывают алмазы, золото, нефть, да чуть ли не всю таблицу Менделеева, и так будет и дальше, - отмечает он. - Однако доля сырья в ВРП республики растет, а число занятых в отрасли остается на прежнем уровне, то есть автоматизация "забирает" потенциальные рабочие места. Где наши люди в будущем станут работать, чтобы быть богатыми и счастливыми?

Чтобы ответить на этот вопрос, власти региона решили повышать долю креативной индустрии в экономике. Столица республики Якутск уже постепенно становится ИТ-столицей Дальневосточного федерального округа. Набирает силу феномен "якутского кино", на средства федерального бюджета строится первый в России креативный кластер "Квартал труда". Однако нельзя не учитывать, что "креативщики - самые мобильные ребята", поэтому важно, чтобы создавались не только условия, но и "правильная атмосфера вокруг". Удержать творческих людей - первоочередная задача.

На этом пути можно идти по пути финансирования соответствующих мероприятий. Так, план социально-экономического развития города Норильска в Красноярском крае до 2035 года предусматривает расходы в размере 120 миллиардов рублей, из которых 81,3 миллиарда составят вложения компании "Норильский никель".

- На Севере сложнее жить, поэтому благотворительные программы нужнее, чем в средней полосе России, - объяснил такую позицию вице-президент по федеральным и региональным программам ПАО "ГМК Норильский никель" Андрей Грачев. - Четкая социальная политики формирует нематериальные активы - люди становятся здоровее и счастливее.

При участии компании был проведен конкурс проектов реновации Норильска, который выиграл консорциум под руководством "Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (Москва). Реализация этого проекта должна привести "не только к физической реконструкции и реновации жилого фонда города, производства и инфраструктуры, но и к переходу Норильска на новую наукоемкую, осознанную и экологически чистую экономику". Стартует реконструкция с микрорайона Оганер, который начали строить как инновационный в далеком 1986 году (проект был фактически заморожен в 1990-е).

По мнению основателя компании Citymakers Петра Кудрявцева, одного из разработчиков проекта, проблема северных городов - сезонность: их общественные пространства чаще всего не приспособлены для круглогодичного использования. Поэтому Оганер станет "первым пусковым комплексом по созданию нового климата внутри города", в котором будет и жилье, и места приложения труда, и общественные пространства.

На фоне выступлений большинства участников дискуссии, проходившей в рамках "Форума креативного бизнеса" на полях ПМЭФ, резко выделилась позиция директора по коммуникациям АО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" Владимира Торина. Позитивный облик промышленных моногородов и привлечение в них гостей и новых жителей не должен формироваться только на платной основе, уверяет эксперт. Главное, как в любом творчестве, - это идея.

- Пять лет назад про город Ковдор не знал никто, - рассказывает Торин, - но мы придумали проект "Ковдор - столица Гипербореи". Три года назад праздновать гиперборейский Новый год в самую длинную ночь с 21 на 22 декабря к нам приехали 30 человек, в прошлом году - уже 400. Для Ковдора это очень много. Но главное - местные не уехали на праздники, а пришли к нам.

Сейчас в Ковдоре создан парк "Гиперборея", можно получить "паспорт гиперборейца" (его, кстати, вручили и губернатору Мурманской области Андрею Чибису), объектом промышленного туризма стал Ковдорский ГОК, где добывают железную руду. А вокруг этого развиваются сопутствующие услуги: катание на оленях, продажа оберегов, индустрия гостеприимства.

- Впервые Ковдор стал получать гранты - про него узнали, и это стало работать, - говорит Торин. - Так что развитие креативных индустрий - это вопрос непростой. А вот креативные люди нужны всегда.