Главная тема этого года для российской экономики - санкции. Вы уже изучали, как они отразятся на Дальнем Востоке?
Михаил Кузнецов: Безусловно, эксперты ФАНУ "Востокгосплан" оценивают изменение экономических показателей Дальнего Востока и прогнозируют риски и узкие места. Однако пока серьезного замедления экономики мы не видим. За первые четыре месяца 2022 года статистика показывает рост в сельском хозяйстве на 8,4%, промышленное производство выросло на 4,1%, объем выполненных строительных работ - на 8,9%, инвестиций - на 20,1%. Увеличился показатель ввода жилья более чем на 40%.
Вполне очевидно, что прогнозируемое замедление российской экономики скажется и на Дальнем Востоке. Однако для экспертов ФАНУ "Востокгосплан" понятно, что санкции, кроме угроз, формируют новые возможности.
Наши аналитики отмечают, что сейчас происходит разворот экономики и транспортной инфраструктуры России на Восток. Вы ждете серьезных последствий для развития Северного морского пути из-за санкций?
Михаил Кузнецов: Как я уже отметил, санкции вынуждают грузоотправителей перестраивать направления сбыта продукции на Восток. Это потребует усовершенствования навигации в восточном секторе Северного морского пути. В первую очередь речь идет об увеличении ее периода и разработке новых схем использования ледоколов. Северный морской путь - одна из важнейших артерий, значение которой в нынешних условиях многократно возрастает. Сейчас перед нами стоит задача ускорить ее развитие.
Минвостокразвития предложило ввести меру поддержки дальневосточных семей - 1 миллион за третьего ребенка. Способна ли эта мера значительно повлиять на рождаемость в нынешних условиях?
Михаил Кузнецов: Это одна из возможных мер, призванных улучшить демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Еще 13 новых подобных инициатив будут представлены в рамках ВЭФ осенью текущего года. Так, на форуме будут представлены меры поддержки, направленные на обеспечение роста количества рабочих мест, повышение уровня образования, развитие социальной сферы и поддержку малого бизнеса. Для нас главным приоритетом остается развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке. Кстати, хочу отметить, что, по предварительным оценкам Росстата в 2021 году, в ДФО впервые в истории России зафиксирован миграционный прирост (+7445 человек) благодаря положительной экономической и социальной динамике развития Республики Саха (Якутия), Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа.
Объем экспорта ДФО в 2021 году в стоимостном выражении увеличился на 19%. Уже есть данные по первому полугодию 2022 года?
Михаил Кузнецов: По итогам 2021 года объем экспорта вырос и составил 28,6 млрд долларов. Основа дальневосточного экспорта - продукция с низкой степенью переработки: топливо, руда, драгметаллы, древесина, рыба, соя, морепродукты.
Мы ожидаем дальнейшего роста этого показателя, учитывая трансформацию и перестройку транспортных коридоров на Восток. Здесь важно отметить, что и импорт будет расти. Основным контрагентом является Китай с долей 31% в экспорте и 49% в импорте. Страны с риском снижения товарооборота из-за санкций занимают более 54% в экспортных поставках и более 32% в импортных. Безусловно, в ближайшее время произойдет адаптация рынка к новым условиям.
"Востокгосплан" ведет работу по созданию "цифрового двойника" регионального туризма. Пилотным регионом стала Камчатка. Какой сейчас средний чек туриста на Камчатке? Каким он может стать в перспективе?
Михаил Кузнецов: Средний чек туриста на Камчатке на 2021 год составил 2,8 тыс. рублей в сутки. Согласно расчетам по результатам моделирования средний чек может вырасти от 10 до 20% к 2030 году. При этом важнейший вызов - рост качества и количества инфраструктуры. Рост туристического потока по консервативному сценарию составит 30%, а доходы туристической отрасли - около 12 млрд рублей к 2030 году, а по оптимистичному - спрогнозировано увеличение турпотока в четыре раза и доходов до 36 млрд рублей к 2030 году. Сейчас идет работа над новым проектом - созданием модели туристической отрасли для Республики Бурятия.
Вы участвуете в планировании работы единой дальневосточной авиакомпании. Как санкции повлияли на развитие авиакомпании?
Михаил Кузнецов: Санкции повлияли на авиационную отрасль. Единая дальневосточная авиакомпания должна получить 45 наших отечественных самолетов. Сейчас планы поставок несколько корректируются, чтобы обеспечить общую стабильность отрасли.
Согласно вашему исследованию, изменение климата в Арктике создает новые риски, связанные с восстановлением жизнеспособности сохранившихся в вечной мерзлоте микроорганизмов, которые могут повлиять на здоровье людей и животных. Были ли уже обсуждения по предотвращению такого сценария?
Михаил Кузнецов: На мой взгляд, риски, связанные с восстановлением жизнеспособности сохранившихся в вечной мерзлоте микроорганизмов, переоценены. Я здесь вижу другие угрозы проживанию людей на северных территориях.
Как показали события, связанные с распространением COVID-19, в особой зоне риска находятся вахтовые рабочие: концентрация людей на относительно небольшой площади проживания и плюс гарантированная "доставка" вирусов вновь прибывающими - прохождение аэропортов, вокзалов и других мест скопления людей.
Арктические регионы серьезно пострадали от COVID-19. Поэтому приоритет сегодня - борьба с проблемами распространения современных инфекций.
На этом фоне риски размерзания новых микроорганизмов все же вторичны. Да, это может стать серьезной проблемой в будущем, но у нас есть время к ней подготовиться. Основное направление работы - постоянный мониторинг и разработка новых систем для его осуществления.
Есть риск, что из Арктики к нам может прийти новая пандемия?
Михаил Кузнецов: Нельзя сказать, что вероятность подобного сценария равняется нулю. Но все-таки это весьма отдаленная перспектива. Сегодня важно делать акцент на системном изучении этих вопросов. Поэтому одна из практических задач ближайшего будущего - ведение на новом цифровом уровне единого государственного фонда микробиологических данных, представляющего собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии микробиологической природной среды.
Повторю: главное, не ослаблять бдительность - продолжать исследования, развивать новые системы мониторинга. Тогда мы будем готовы и к микроорганизмам, затаившимся в северной мерзлоте.
В результате таяния многолетней мерзлоты в крупных населенных пунктах Арктической зоны РФ деформировано от 22 до 100% зданий и сооружений. Какой потенциальный ущерб может нанести инфраструктуре таяние многолетней мерзлоты в ближайшие пять лет? Не дешевле ли будет людей переселить оттуда?
Михаил Кузнецов: Деформация в связи с таянием вечной мерзлоты происходила в Арктике происходила всегда. Наши расчеты показывают, что, в целом ущерб для зданий или инженерных сооружений в Арктической зоне к середине столетия может составить около 5-7 трлн руб или даже больше. Ущерб жилому фонду ожидается примерно, как и стоимость основных жилых фондов, на порядок меньше, около 700 млрд руб.
Но ущерб может быть минимизирован мероприятиями по адаптации. Отмечу отдельно: необходимости срочно переселять людей из Арктической зоны нет.