15.06.2022 18:16
    Поделиться

    Глава "Востокгосплана" Михаил Кузнецов: Для Дальнего Востока будут разработаны новые меры поддержки

    Санкции пока не повлияли на экономику Дальнего Востока, объем экспорта будет расти, а для поддержки бизнеса и населения уже подготовлены 13 новых инициатив. Об этом в интервью "Российской газете" рассказал глава "Востокгосплана" Михаил Кузнецов. По его словам, в регионе за счет дополнительных мер поддержки рассчитывают увеличить количество рабочих мест, повысить уровень образования и поддержать малый бизнес.
    Михаил Кузнецов: В 2021 году в ДФО впервые в истории России отмечен миграционный прирост населения.
    Михаил Кузнецов: В 2021 году в ДФО впервые в истории России отмечен миграционный прирост населения. / Александр Корольков

    Главная тема этого года для российской экономики - санкции. Вы уже изучали, как они отразятся на Дальнем Востоке?

    Михаил Кузнецов: Безусловно, эксперты ФАНУ "Востокгосплан" оценивают изменение экономических показателей Дальнего Востока и прогнозируют риски и узкие места. Однако пока серьезного замедления экономики мы не видим. За первые четыре месяца 2022 года статистика показывает рост в сельском хозяйстве на 8,4%, промышленное производство выросло на 4,1%, объем выполненных строительных работ - на 8,9%, инвестиций - на 20,1%. Увеличился показатель ввода жилья более чем на 40%.

    Вполне очевидно, что прогнозируемое замедление российской экономики скажется и на Дальнем Востоке. Однако для экспертов ФАНУ "Востокгосплан" понятно, что санкции, кроме угроз, формируют новые возможности.

    Наши аналитики отмечают, что сейчас происходит разворот экономики и транспортной инфраструктуры России на Восток. Вы ждете серьезных последствий для развития Северного морского пути из-за санкций?

    Михаил Кузнецов: Как я уже отметил, санкции вынуждают грузоотправителей перестраивать направления сбыта продукции на Восток. Это потребует усовершенствования навигации в восточном секторе Северного морского пути. В первую очередь речь идет об увеличении ее периода и разработке новых схем использования ледоколов. Северный морской путь - одна из важнейших артерий, значение которой в нынешних условиях многократно возрастает. Сейчас перед нами стоит задача ускорить ее развитие.

    Минвостокразвития предложило ввести меру поддержки дальневосточных семей - 1 миллион за третьего ребенка. Способна ли эта мера значительно повлиять на рождаемость в нынешних условиях?

    Михаил Кузнецов: Это одна из возможных мер, призванных улучшить демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Еще 13 новых подобных инициатив будут представлены в рамках ВЭФ осенью текущего года. Так, на форуме будут представлены меры поддержки, направленные на обеспечение роста количества рабочих мест, повышение уровня образования, развитие социальной сферы и поддержку малого бизнеса. Для нас главным приоритетом остается развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке. Кстати, хочу отметить, что, по предварительным оценкам Росстата в 2021 году, в ДФО впервые в истории России зафиксирован миграционный прирост (+7445 человек) благодаря положительной экономической и социальной динамике развития Республики Саха (Якутия), Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

    Объем экспорта ДФО в 2021 году в стоимостном выражении увеличился на 19%. Уже есть данные по первому полугодию 2022 года?

    Михаил Кузнецов: По итогам 2021 года объем экспорта вырос и составил 28,6 млрд долларов. Основа дальневосточного экспорта - продукция с низкой степенью переработки: топливо, руда, драгметаллы, древесина, рыба, соя, морепродукты.

    В "Востокгосплане" ожидают роста экспорта с учетом перестройки транспортных коридоров. Фото: РИА Новости

    Мы ожидаем дальнейшего роста этого показателя, учитывая трансформацию и перестройку транспортных коридоров на Восток. Здесь важно отметить, что и импорт будет расти. Основным контрагентом является Китай с долей 31% в экспорте и 49% в импорте. Страны с риском снижения товарооборота из-за санкций занимают более 54% в экспортных поставках и более 32% в импортных. Безусловно, в ближайшее время произойдет адаптация рынка к новым условиям.

    "Востокгосплан" ведет работу по созданию "цифрового двойника" регионального туризма. Пилотным регионом стала Камчатка. Какой сейчас средний чек туриста на Камчатке? Каким он может стать в перспективе?

    Михаил Кузнецов: Средний чек туриста на Камчатке на 2021 год составил 2,8 тыс. рублей в сутки. Согласно расчетам по результатам моделирования средний чек может вырасти от 10 до 20% к 2030 году. При этом важнейший вызов - рост качества и количества инфраструктуры. Рост туристического потока по консервативному сценарию составит 30%, а доходы туристической отрасли - около 12 млрд рублей к 2030 году, а по оптимистичному - спрогнозировано увеличение турпотока в четыре раза и доходов до 36 млрд рублей к 2030 году. Сейчас идет работа над новым проектом - созданием модели туристической отрасли для Республики Бурятия.

    Вы участвуете в планировании работы единой дальневосточной авиакомпании. Как санкции повлияли на развитие авиакомпании?

    Михаил Кузнецов: Санкции повлияли на авиационную отрасль. Единая дальневосточная авиакомпания должна получить 45 наших отечественных самолетов. Сейчас планы поставок несколько корректируются, чтобы обеспечить общую стабильность отрасли.

    По прогнозам, на Дальнем Востоке туристический поток вырастет на 30% к 2030 году, а доходы туротрасли составят около 12 млрд рублей

    Согласно вашему исследованию, изменение климата в Арктике создает новые риски, связанные с восстановлением жизнеспособности сохранившихся в вечной мерзлоте микроорганизмов, которые могут повлиять на здоровье людей и животных. Были ли уже обсуждения по предотвращению такого сценария?

    Михаил Кузнецов: На мой взгляд, риски, связанные с восстановлением жизнеспособности сохранившихся в вечной мерзлоте микроорганизмов, переоценены. Я здесь вижу другие угрозы проживанию людей на северных территориях.

    Как показали события, связанные с распространением COVID-19, в особой зоне риска находятся вахтовые рабочие: концентрация людей на относительно небольшой площади проживания и плюс гарантированная "доставка" вирусов вновь прибывающими - прохождение аэропортов, вокзалов и других мест скопления людей.

    Арктические регионы серьезно пострадали от COVID-19. Поэтому приоритет сегодня - борьба с проблемами распространения современных инфекций.

    На этом фоне риски размерзания новых микроорганизмов все же вторичны. Да, это может стать серьезной проблемой в будущем, но у нас есть время к ней подготовиться. Основное направление работы - постоянный мониторинг и разработка новых систем для его осуществления.

    Есть риск, что из Арктики к нам может прийти новая пандемия?

    Михаил Кузнецов: Нельзя сказать, что вероятность подобного сценария равняется нулю. Но все-таки это весьма отдаленная перспектива. Сегодня важно делать акцент на системном изучении этих вопросов. Поэтому одна из практических задач ближайшего будущего - ведение на новом цифровом уровне единого государственного фонда микробиологических данных, представляющего собой упорядоченную, постоянно пополняемую совокупность документированной информации о состоянии микробиологической природной среды.

    Повторю: главное, не ослаблять бдительность - продолжать исследования, развивать новые системы мониторинга. Тогда мы будем готовы и к микроорганизмам, затаившимся в северной мерзлоте.

    В результате таяния многолетней мерзлоты в крупных населенных пунктах Арктической зоны РФ деформировано от 22 до 100% зданий и сооружений. Какой потенциальный ущерб может нанести инфраструктуре таяние многолетней мерзлоты в ближайшие пять лет? Не дешевле ли будет людей переселить оттуда?

    Михаил Кузнецов: Деформация в связи с таянием вечной мерзлоты происходила в Арктике происходила всегда. Наши расчеты показывают, что, в целом ущерб для зданий или инженерных сооружений в Арктической зоне к середине столетия может составить около 5-7 трлн руб или даже больше. Ущерб жилому фонду ожидается примерно, как и стоимость основных жилых фондов, на порядок меньше, около 700 млрд руб.

    Но ущерб может быть минимизирован мероприятиями по адаптации. Отмечу отдельно: необходимости срочно переселять людей из Арктической зоны нет.

    Поделиться