Образцы оружия, инструментов корабелов, монеты, медали, лубки, гравюры и редкие фолианты извлекли из музейных хранилищ, чтобы воссоздать атмосферу петровской эпохи. Тема сама по себе необъятная, а потому организаторы выставки сделали акцент на "казанских свершениях" царя-реформатора.
А сквозным сюжетом для экспозиции послужил визит следовавшего в Персидский поход Петра I в Казань в 1722 году. Экскурсию для первых посетителей провел научный сотрудник Национального музея РТ Виталий Зайцев в образе императора.
Как известно, после воцарения и знаменитого посольства в Европу Петр I взялся перекраивать Россию на западный манер. Пожалуй, самый маленький и при этом один из наиболее интересных предметов в экспозиции - жетон "Бородовой" 1705 года. Эта монетка с изображением носа и рта, обрамленного усами с бородой, свидетельствовала, что ее предъявитель уплатил за право носить бороду.
Первой серьезной реформой Петра I стала административная. В 1708 году страну разделили на восемь губерний.
- Самой большой была Казанская губерния. Она простиралась от Северного Кавказа до Урала, - рассказывает Виталий Зайцев. - Любопытно, что до этого момента юридически еще существовало Казанское царство, хотя его давно покорили. Это название вошло в титулатуру русского царя. И вот Петр I этим указом, по сути, уничтожил память о Казанском царстве.
Казанская губерния была не только огромной, но и очень развитой в промышленном плане. Этому также поспособствовали реформы Петра Великого. После введения системы коллегий по всей стране начинают открываться мануфактуры. И опять же Казанская суконная мануфактура была одной из крупнейших. А название "Суконная слобода" и по сей день сохранилась в топонимике города.
В 1718 году была основана Адмиралтейская коллегия. И буквально через месяц в Казанскую губернию приходит указ о запрете рубки дубовых лесов: они теперь нужны для строительства флота. Это становится символической датой рождения Казанского адмиралтейства. "Адмиралтейская слобода" располагалась возле Зилантова монастыря. И, как можно видеть на гравюрах, здесь тоже имелась своя "адмиралтейская игла".
В Казани строили около 40 типов кораблей, в основном для Каспийского флота. А в Санкт-Петербург перегоняли лес. На выставке представлены инструменты корабелов, и даже срезы "деловых" (то есть годных в дело) деревьев: сосны, березы, ели. Особенно поражает спил 180-летнего корабельного дуба. Про такие говорят, что в три обхвата не обхватишь.
Строить после 1718 года разрешалось только корабли нового европейского типа, так что в промышленных масштабах традиционные русские речные суда строить перестали. Впрочем, использовать старые образцы не возбранялось. Сам Петр I приплыл в Казань именно на таком, на струге "Москворецкий".
Встречала императора вся местная знать, а вместе с ними митрополит Казанский и Свияжский Тихон. На выставке представлено его роскошное облачение, а также уникальное Евангелие, которое было подарено Казани патриархом Адрианом. Книга содержится в 12-килограммовом окладе из чистого золота, украшенном бриллиантами и полудрагоценными камнями.
В городе Петр I посетил Татарскую и Адмиралтейскую слободы, а затем двинулся по Волге, по пути заглянув в Тетюши и городище Болгар. Впечатленный древними руинами, он повелел разобрать надписи на камнях и сохранить "развалины". Считается, что именно этим распоряжением в России была заложена основа охраны памятников архитектуры. И здесь Петр оказался первым.