15.06.2022 13:30
    Поделиться

    В Татарстане прошла первая международная фиеста тепловых аэростатов

    На протяжении трех дней ранним утром и вечером в небе Зеленодольского и Верхнеуслонского районов республики можно было увидеть с десяток воздушных шаров.
    Считается, что человек, который садится в корзину и летит на аэростате, уже перешагивает через свои страхи и опасения. И возвращается на землю совершенно другим.
    Считается, что человек, который садится в корзину и летит на аэростате, уже перешагивает через свои страхи и опасения. И возвращается на землю совершенно другим. / Олег Платонов/РГ

    Корреспондент "РГ" познал все тонкости путешествия на аэростате и выяснил у новых рекордсменов мира, каково это непрерывно находиться над землей более 34 часов.

    Ковер из облаков

    Столь масштабный фестиваль воздухоплавания проводится в Татарстане впервые. Среди участников - новоиспеченные рекордсмены мира Сергей Баженов (Россия) и Наири Барсегян (Армения). Кроме них, в полетах принимали участие еще восемь экипажей из близлежащих регионов.

    - Мы хотим создать красивую картинку, поставить еще одну точку на карте России, показав, что в Татарстане воздухоплавание развивается и здесь тоже можно устраивать крупные турниры, - сказал корреспонденту "РГ" организатор мероприятия Андрей Ермолаев. - У туристов имеется уникальная возможность осмотреть достопримечательности Казани и ее пригорода на земле, а потом с высоты птичьего полета. И оказалось, что в живописном месте слияния Волги и Свияги, где рядом располагаются остров-град и Иннополис, никто раньше на тепловых аэростатах не летал. Поэтому и было принято решение устроить парад воздушных шаров именно здесь.

    По словам Ермолаева, желающих как приобщиться к этому недешевому виду спорта, так и просто полетать в корзине в Татарстане с каждым годом все больше. В Казани сегодня есть пять частных тепловых аэростатов, по одному в Набережных Челнах и Альметьевске. Шар в форме сердца, который также участвовал в фиесте, чаще всего заказывают для того, чтобы сделать предложение, что называется, на небесах. Хотя бывали случаи, когда девушка отказывала молодому человеку...

    - Сейчас сезон, и полеты могут совершаться хоть каждый день, если погодные условия позволяют, - говорит Ермолаев. - Но очень красиво летать золотой осенью или зимой, поскольку в это время года наблюдается низкая облачность. А еще есть такой эффектный момент - выйти на облачный ковер. То есть мы пробиваем на аэростате облака и выходим на яркое солнце. Это вызывает массу эмоций: над головой у тебя голубое небо, а под корзиной проплывают облака.

    Холод, отсутствие видимости и снег

    Экипаж Сергея Баженова и Наири Барсегяна для установки нового мирового рекорда сначала рассматривал место около Свияжска, однако в Татарстане не было подходящей погоды. А это одно из главных условий, от которого зависит успех всей экспедиции.

    - Рекордов может быть несколько, - рассказывает Сергей Баженов. - Показатели учитываются разные: высота полета, дальность, продолжительность и даже беспосадочный кругосветный облет Земли. Наша задача была продержаться в воздухе на аэростате объемом от трех до четырех тысяч кубических метров более 33 часов, чтобы побить предыдущее достижение Федора Конюхова и Ивана Меняйло, которые летали на воздушном шаре более 32 часов. Для этого традиционно выбираются малоподвижный холодный антициклон и слабые ветра.

    "Погодное окно" обнаружилось в феврале этого года в Оренбургской области. Почему для установления рекордов выбирается зимнее время года? Чем холоднее, тем больше груза поднимает шар. А значит, в корзину можно взять больше топлива. Аэростат летает на разнице температур внутри и снаружи.

    По словам спортсменов, самая большая трудность - это холод, отсутствие видимости и снег, который был во время их полета. При этом нельзя и глаз сомкнуть, потому что постоянно приходится работать горелкой и управлять аэростатом по навигационному расчету, чтобы не залететь в запретную зону. Обидно было бы из-за этого прекращать эксперимент.

    - Все это нужно преодолеть, чтобы поставить свой рекорд, - уверяет Наири Барсегян. - Есть в полете не хотелось, подпитывал адреналин плюс разные орешки. Я думал, что будет гораздо сложнее провести столько времени в корзине. Но у нас с Сергеем Баженовым во время полета сложились гармоничные партнерские отношения, и все прошло как надо.

    В итоге рекорд воздухоплавателей составил 34 часа 40 минут. Сейчас его оформляют в Европе, и со дня на день результат должен быть официально утвержден. Поскольку Россию из-за известных событий в последнее время отовсюду исключают, заявку на рекорд подали через Армению.

    И вновь тянет в небо

    Пилоты воздушных шаров завидуют тем, кто еще ни разу не летал на аэростате. Считается, что человек, который отваживается сесть в корзину, уже перешагивает через свои страхи и опасения. На землю он возвращается совершенно другим. Помимо того, что это ни с чем не сравнимое удовольствие, здесь еще и победа над собой.

    Корреспондент "РГ" решил на себе проверить данное утверждение и принял участие в воздушной фиесте. Организаторам хотелось, чтобы шары пролетели над Свияжском, поскольку это очень живописное место.

    Но сделать это оказалось не так-то просто. Не с первого раза удалось определить место старта, ведь аэростаты летают исключительно по направлению ветра, поэтому очень важно не ошибиться в расчетах. А направление ветра определяется таким образом: запускается черный гелиевый шарик, за полетом которого наблюдают пилоты. По компасу определяются его направление и азимут. Так высчитывают точку прилета. Хотя точное место посадки неизвестно никогда.

    В этот день присутствовала теплая воздушная масса, и предполагалось два варианта полета: либо группой из воздушных шаров лететь над Волгой, минуя остров-град, либо маневрируя и уходя высоко, до километра, в небо, искать свой поток. Тогда каждый шар путешествует сам по себе. Был выбран второй вариант.

    Сам аэростат, высота которого с 5-9-этажный дом, заполняется теплым воздухом. Внутри нет никаких приборов, кроме горелки. Это очень мягкая форма, которая подвержена внешним воздействиям. Поэтому сильный порыв ветра может быть опасен. Ветер также нужно учитывать при посадке. Если он сильный, приземляться будет попросту больно.

    - За безопасность можете не беспокоиться, - уверил Андрей Ермолаев. - Главное - правильно держаться за поручни, при посадке принять нужную позу, слушать команду пилота и не выбираться из корзины до финальной остановки.

    Перед полетом обязательно проверяется работа газовых горелок. С помощью генераторов шар надувается, и через полчаса он уже готов к полету. В нашей корзине было 11 человек. Пока аэростат не поднялся в воздух, немного трясло. Но потом он шел очень плавно. Каждые сто метров температура воздуха понижалась на 0,6 градуса, но мы выше километра не поднимались, да и на улице была жара, так что условия сложились комфортные.

    В воздухе кажется, что вокруг полный штиль, ни малейшего дуновения. Но на самом деле это сам шар летит со скоростью ветра, поэтому создается такой интересный эффект.

    Пилот постоянно следил за обстановкой, особенно при посадке, чтобы ненароком не задеть крону дерева или, не дай Бог, линию электропередачи. Когда не работают горелки, слышны все звуки с земли. В маленьком поселке, кажется, не осталось ни одной собаки, которая не облаяла бы наш воздушный шар.

    P.S.

    Если спросите, было ли страшно, отвечу - немного при посадке, поскольку по технике безопасности ты в корзине сидишь, так что не видишь происходящего снаружи. А приземление происходит не сразу. Но прав был Ермолаев: на землю после такого чудесного полета возвращаешься совсем другим человеком. А через какое-то время снова тянет в небо...

    Поделиться