В Заксобрании назвали обязательные условия для реализации "мусорной" реформы

В Законодательном собрании Новосибирской области состоялось совместное заседание бюджетного и строительного комитетов.
Сергей Кальченко: Если разбить полигоны на отдельные лоты, это повысит конкуренцию среди возможных концессионеров.
Сергей Кальченко: Если разбить полигоны на отдельные лоты, это повысит конкуренцию среди возможных концессионеров. / Пресс-служба Заксобрания Новосибирской области

Ранее спикер регионального парламента Андрей Шимкив предложил профильным комитетам проанализировать финансово-экономические и правовые последствия расторжения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры. Документ был подписан 22 июля 2016 года между Новосибирской областью и ООО "Экология-Новосибирск", которое является регоператором в сфере обращения твердых коммунальных отходов (ТКО).

После этого логично звучал второй вопрос - о планах по созданию и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры.

Министр ЖКХ и энергетики региона Денис Архипов доложил депутатам, что согласно территориальной схеме в 14 районах области будут созданы инфраструктурные объекты. Помимо полигонов и мусоросортировочных линий, в планах - создание пилотного экопромышленного парка в рамках федерального проекта "Экономика замкнутого цикла".

В ходе обсуждения депутат Дмитрий Козловский озвучил свое предложение, с которым выступил на публичных слушаниях.

- Построили же за три года на областные и федеральные деньги ледовый дворец - почему бы и инфраструктуру для системы ТКО не создать за бюджетные деньги? Зачем ждать мусорного коллапса, когда можно все держать в областных руках, - высказался депутат.

Заместитель председателя комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Кальченко считает, что прежде чем идти по пути концессионных соглашений, необходимо провести оценку. При заключении концессионного соглашения депутат предложил разбить полигоны на отдельные лоты. Это понизит инвестиционный порог, повысит конкуренцию. И как следствие - снизит потенциальную нагрузку на бюджет.

Заместитель комитета заксобрания по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Вадим Агеенко затронул вопрос цены строительства полигонов. Депутат привел данные из нового приказа Минстроя РФ для определения примерной стоимости объектов: на 1000 тонн загрузки - 2,4 миллиона рублей. В то время как реализация проекта в Тогучине - строительство полигона мощностью 1000 тонн - потребует 18 миллионов рублей, в Татарске - 10,8 миллиона, Куйбышеве - 9,5 миллиона рублей.

Заместитель губернатора Сергей Семка сообщил, что дорожная карта по реализации обозначенных планов подписана, до 26 июня на ознакомление в заксобрание направят конкурсную документацию.

В то же время депутат Алексей Андреев потребовал, чтобы в решении комитетов было написано: "Мусорная реформа провалена".

- Пока мы выбираем участки для полигонов, в других регионах из мусора биогаз добывают, биотопливо, вырабатывают электрическую энергию. "Экологию-Новосибирск", компании, которые связаны с группой компаний ВИС, следует включить в "черный список" и рекомендовать правительству региона не допустить их к следующим конкурсам, - заявил Алексей Андреев.

Заместитель председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению Константин Антонов считает, что предлагаемое правительством развитие событий не обещает качественного скачка в решении проблемы.

- Почему мы не рассматриваем создание собственного регоператора? Этот вопрос надо рассматривать и за это голосовать, - убежден парламентарий.

Депутат Ашот Рафаелян и председатель комитета по строительству, ЖКК и тарифам Александр Терепа обратили внимание на то, что депутаты тоже не доработали, и в этом плане вина не только правительства области.

- Не надо подменять работу исполнительной власти и брать на себя ее груз. Как сказал Андрей Иванович Шимкив, должна быть совместная деятельность, где наша задача - оценить, выразить свое мнение, - высказался первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панферов.

Итоговое решение совместного заседания озвучила заместитель председателя регионального парламента Ирина Диденко.

- За шесть прошедших лет мы внесли изменения в наши нормативные документы, законы. В том числе, теперь мы согласовываем концессию, чего шесть лет назад не было, - отметила вице-спикер. - Принятую концессию мы критиковали, били, что называется, "по хвостам". Мы и увидели-то ее после того, как она была уже заключена, проведен конкурс. После этого в областной закон внесены изменения, согласно которым рассмотрение в заксобрании предваряет заключение соглашения и проведение конкурсов. Теперь мы разделяем ответственность с исполнительной властью.

Депутаты назвали ряд обязательных условий и рекомендаций правительству области для реализации мусорной реформы. В их числе - рассмотреть возможность применения иных (помимо концессионных соглашений) механизмов, увеличить количество мусоросортировочных комплексов, предусмотреть заключение концессионных соглашений по каждому создаваемому объекту, а также исключить из концессионных соглашений необоснованных и излишних бюджетных гарантий концессионеру.