Начинается она с Александро-Невской лавры. Родоначальницей академии принято считать Славенскую школу, открытую в 1721 году при Петре I в монастыре. Как таковая академия появилась в начале XIX века и заняла два корпуса лавры. Хотя вряд ли ее учащиеся активно пользовались подземным ходом, их соединяющим и обнаруженным после того, как лавре вернули ее исторические здания.
В 1817 году для академии был заложен собственный большой корпус, торцом выходящий на Обводный канал, - это остановка N 2. Через два года он был построен и поражал воображение архитектурой и убранством, но до наших дней мало что сохранилось. В ХХ веке сюда пришли новые хозяева - образовательные учреждения светского толка, в том числе физкультурный техникум. Спортивный зал, понятно, открыли в помещении домового храма во имя Двенадцати апостолов. Бесследно исчезла скульптура большого ангела, венчавшая здание вместо традиционного купола. И только несколько лет назад, когда начали рушиться перекрытия, здание вернули историческому хозяину. Сейчас здесь идут ремонтные работы.
Остановка № 3. Обветшалое, но величественное здание библиотеки, недавно переданное академии. В постройке конца XIX века размещались и жилые квартиры преподавателей, превращенные в советское время в обыкновенные коммуналки. От былого великолепия частично сохранились мозаичный пол и маленький лифт с небольшими дверцами, соединяющий первый и второй этажи. Он, как оказалось, использовался для перевозки не людей, а книг (в советское время здесь располагался филиал Публичной библиотеки, поэтому подъемник и сохранился).
Перед основным четырехэтажным зданием академии разбиты роскошные цветники. Много зелени в аудиториях, в коридорах, в холлах. Все содержится идеально, спасибо садовнику и студенткам. Да-да, студенткам - в семинарии учатся и девушки, и юноши. На богословско-пастырском факультете - только представители сильного пола, на факультете церковных искусств девушек большинство.
Большой коридор первого этажа (на стенах - иконы, которые писались как дипломные работы, письмо - тонкое, видна рука настоящего художника). Оканчивается необычной домовой церковью, выполненной в стиле первохристианских храмов. Нет привычного многоярусного иконостаса. Вместо него небольшая перегородка, отделяющая основную часть храма от алтаря. Рядом - музей. Когда-то он славился древнейшими экспонатами. Но за годы атеизма что-то утеряно, что-то оказалось в государственных музеях. Но и новые экспонаты интересны. Например, иконы святой Варвары и святого Ильи Муромца, побывавшие в космосе, на борту МКС. А под стеклом хранится любопытная бумага, касающаяся Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1960-х годах он окончил сначала Ленинградскую семинарию, затем академию. В витрине его прошение о возможности сдать в конце третьего курса экзамены и за четвертый. Будущий Патриарх настолько преуспел в учении, что проходил программу двух лет за год.
На третьем этаже находится пронизанный лучами света храм во имя Иоанна Богослова, по выходным и праздникам сюда пускают всех желающих. Справа от алтаря - Знаменская икона Богоматери с интересной судьбой. До войны находилась в Знаменской церкви Царского Села. Была увезена немцами, но в 1944-м обнаружена в брошенном обозе вместе с другой иконой - Казанской, которая также находится в этом храме. А сам иконостас - времен Павла I, чудом уцелевший в одном из разрушенных храмов в Ленинградской области.
На последнем этаже - семинарское "общежитие" для юношей. Чистота идеальная, но условия аскетические. Комнаты рассчитаны на нескольких человек (до десяти). Чем старше курс - тем меньше жильцов. Из мебели на каждого положены только кровать, тумбочка и стул. Шкафы - общие, столов в комнатах нет вообще. Хочешь заниматься - иди в аудиторию или библиотеку.
Примерно четверть семинаристов - из семей священников. Приходят и те, у кого остальные члены семьи - атеисты. Изучают богословские науки, историю, церковную историю, философию. Иностранные языки: английский, латинский, древнегреческий, церковнославянский. И обязательно в расписании есть физкультура.
С опозданиями строго.
- Если опоздал на пару минут на молитву - то внеочередной раз идешь на уборку территории. Если опоздания стали носить систематический характер - то на воспитательском совете будет ставиться вопрос о целесообразности дальнейшего обучения. Дисциплина очень важна, и к ней должны приучить в стенах семинарии. Только представьте себе, когда выпускник станет батюшкой и будет опаздывать на богослужения, - это как? Должно быть четкое планирование всего дня, - поясняет Алексей.
Конечно, духовное образование не гарантирует, что каждый юноша, обучающийся в семинарии, своим жизненным путем выберет служение Церкви. Есть случаи, когда молодые люди уходят, осознав, что священнослужение - не их стезя, и в дальнейшем выбирают светскую профессию и образ жизни. Есть и те, кто еще в стенах семинарии выбирает для себя монашеский подвиг.
Расписание современного семинариста
7 утра - подъем, далее утренние молитвы и завтрак
9 утра - начало лекций
12.10 - полдник, после которого идут лекции
14.30 - обед. С 15 часов - послушания. Спектр большой: от хозяйственных работ и уборки двора до пения в хоре
С 18 часов - самоподготовка
В 20 - ужин, после которого начинается свободное время. Учащиеся могут звонить родным, доделывать уроки, гулять (за пределами учебного заведения - в светской одежде)
В 22 - вечерняя молитва
23 - отбой.
Также свободное время - по воскресеньям, после Литургии.
В стенах семинарии или в любых других местах. Да, священником на приход может быть отправлен только женатый, но это не значит, что женятся именно из-за прихода. Многие ждут годами, пока встретят свою суженую (и в это время юноша работает на приходе чтецом, занимается социальной работой, ведет документацию, но не рукополагается до женитьбы).