ПО ту сторону горизонта

Уровень цифровизации туристического рынка остается низким
На недавней презентации итогов первого года реализации нацпроекта "Туризм и индустрия гостеприимства" зампредседателя правительства Дмитрий Чернышенко анонсировал запуск осенью 2022 года электронной путевки. По его словам, цифровыми станут единые федеральные реестры экскурсоводов и гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, турагентов и туроператоров.
Путешественникам, посещающим Мурманскую область, не хватает единого туристического портала.
Путешественникам, посещающим Мурманскую область, не хватает единого туристического портала. / РИА Новости

Однако участники туристической отрасли отмечают, что у них до сих пор не появилось целостное представление, что такое цифровизация рынка туристических услуг, что она должна дать туристам и по каким критериям оценивать ее уровень. Пока даже не выработан единый подход к категории "цифровая активность", который учитывал бы особенности деятельности.

Проанализировав нацпроект и заявленные в нем задачи, профессор кафедры сервиса и туризма Поволжского государственного технологического университета Анна Полухина привела только два момента, посвященных цифровизации. Итак, к третьему кварталу 2024 года МИД должен облегчить визовый режим для иностранных туристов и упростить выдачу электронной визы. Второй: запуск единой информсистемы "Электронная путевка" к четвертому кварталу 2024 года. Судя по заявлению Дмитрия Чернышенко, система появится на два года раньше, но для цифровизации отрасли этого все-таки недостаточно.

Гостям Заполярья было бы удобнее пользоваться одним региональным туристическим порталом, где они могли бы получить полный перечень услуг

"Рынку очень недостает агрегаторов туристических и гостиничных услуг, - отмечает президент Ассоциации "Арктические гиды" Артур Шинкарук. - Сейчас мы тестируем разное программное обеспечение в виде приложений, которое позволяет пользоваться этими услугами. Совершенных вариантов пока не нашли. На этот рынок уже пора заходить серьезным игрокам ИТ-индустрии, которые могли бы создать наиболее удобное ПО для бронирования гостиниц и пользования турпродуктами".

Что касается пожеланий самих туристов, то при поездках, например, в Мурманскую область гостям Заполярья было бы удобнее всего пользоваться одним региональным туристическим порталом, где приезжающие могли бы получить полный перечень услуг - экскурсий, мест размещения, списков гидов и экскурсоводов и так далее. Путешественники устали плавать в бурном информационном море, где на равных правах существуют сайты и легальных, и нелегальных гидов и туроператоров. Существует портал murmansk.travel, однако до совершенства ему довольно далеко. По словам Артура Шинкарука, портал постоянно дорабатывают, но он по-прежнему не очень удобен для туроператора. Периодически эти вопросы обсуждаются с региональным комитетом по туризму, они вносят правки, но двигается эта работа довольно медленно.

"Необходимы четкие и стабильные "правила игры" со стороны государства, - добавляет Владимир Онацкий, организатор экскурсий по Кольскому полуострову. - Постоянно появляются какие-то новые требования со стороны госорганов, невыполнение которых грозит штрафами в сотни тысяч рублей. В частности, это касается Центробанка, который требует от нас отчеты о работе с иностранцами. Эти отчеты нужно отправлять каждый квартал, сообщать, сколько у нас было иностранцев, сколько денег они нам заплатили. Не предоставишь - штраф 200 тысяч рублей каждые три месяца. Мы с зарубежными гостями не работаем и отчитываться не о чем. Тем не менее у нас уже списали 300 тысяч рублей со счета".

Кстати

В прошлом году внутренний турпоток в России составил 56,5 миллиона человек при плановом значении 52,2 миллиона. По словам Дмитрия Чернышенко, в 2022 году предполагается достигнуть показателя в 61,2 миллиона человек.

О значимости туризма говорит рост его бюджетной поддержки, подчеркнула глава Ростуризма Зарина Догузова. С 7 миллиардов рублей в 2019 году эта поддержка выросла до более чем 70 миллиардов в 2022 году. Если раньше поддержка касалась исключительно локального развития инженерной и транспортной инфраструктуры, то сегодня действуют поддержка МСП, крупных инвесторов, меры стимулирования частных инвестиций, прямая поддержка людей для доступного отдыха, образовательные программы, стандартизация.